Детали самолетов: особенности эксплуатации
Летательные аппараты функционируют в очень суровых условиях, связанных, в частности, с климатическими факторами, такими как атмосферное давление, влажность, ультрафиолетовое излучение, ветер и так далее, их детали испытывают колоссальные нагрузки.
В связи с повышенными требованиями к надежности воздушных судов детали самолетов изготавливаются из современных высококачественных материалов, которые при своей высокой прочности имеют небольшой вес, а основные узлы и механизмы агрегатов подвергаются постоянному мониторингу и техническому обслуживанию.
Для увеличения срока службы сопряженных деталей самолетов используются современные смазочные материалы.
Они должны соответствовать целому ряду требований, среди которых:
- Длительный срок службы, высокая механическая стабильность, неподверженность испарению и окислению
- Широкий диапазон рабочих температур и устойчивость к их перепадам
- Антикоррозионные свойства
- Сохранение работоспособности в экстремальных условиях эксплуатации: при высоких контактных давлениях, нагрузках и так далее
- Высокие антизадирные и противоизносные свойства
Для обслуживания самолетов и других летательных аппаратов разрабатываются специальные смазочные материалы: авиационные смазки и покрытия.
Авиационная смазка для обслуживания самолетов
Авиационные смазки делятся на несколько поколений. Смазки первого и второго поколений применяются для обслуживания не только воздушного, но и наземного транспорта. В последнем случае они выступают в роли высококачественных морозостойких материалов с повышенными эксплуатационными характеристиками.
Следующие поколения авиационных смазок выпускаются в ограниченном количестве и используются исключительно в тяжелонагруженных узлах авиационной техники.
Они были разработаны с учетом возросших потребностей к сервисным материалам, так как узлы самолетов по мере совершенствования нуждаются во все более качественном обслуживании.
Авиационные смазки выпускаются в жидком, пластичном и полутвердом видах. Они изготавливаются на основе нефтепродуктов либо путем синтеза органического и неорганического сырья с добавлением присадок, загустителей и других добавок, повышающих эксплуатационные свойства.
Авиационная смазка применяется для обслуживания подшипников, зубчатых зацеплений, винтовых механизмов, шасси и других пар трения.
Авиационные покрытия
Наиболее совершенными видами смазочных материалов для узлов летательных аппаратов являются авиационные покрытия.
Они представляют собой суспензии, содержащие высокодисперсные твердые смазочные вещества, связующие компоненты и растворители.
Они формируют на деталях сухой смазочный слой, устойчивый к истиранию.
Характеристики и преимущества авиационных покрытий:
- Низкий стабильный коэффициент трения около 0,03
- Высокие антикоррозионные свойства
- Противозадирные и противоизносные характеристики
- Отсутствие окисления, испарения, загрязнения
- Сохранение работоспособности в условиях высоких контактных давлений и нагрузок, при экстремально высоких и криогенных температурах
- Отсутствие необходимости в обновлении
Покрытия имеют отличающийся от смазок способ применения. Для нанесения необходимо использовать распылительное оборудование и обеспечить нагрев деталей с материалом согласно инструкции.
Авиационные покрытия находят все более широкое применение в узлах авиационной техники.
Например, покрытия от российской компании «Моденжи» применяются в узлах отечественных самолетов.
Modengy 1007 и Modengy 1003 используются в двигателях самолетов малой авиации. Они наносятся на юбки поршней для снижения трения и износа даже при высоких усилиях на боковые поверхности при движении и перекладке.
Modengy 1066 нашло применение в узлах самолетов-амфибий, которые могут осуществлять посадку на воду для пополнения запаса жидкости в баках.
Оно наносится на втулки скольжения, которые эксплуатируются в негерметичном необогреваемом отсеке. Покрытие обеспечивает снижение трения в паре «металл-металл», защищает от коррозии, повышает ресурс и исключает необходимость обслуживания деталей.
Modengy 1007 и Modengy 1066 производятся на основе особо термостойкого авиационного класса полимерных материалов, обладающих выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических свойств.
Особое внимание уделяется также авиационным лакокрасочным покрытиям. Они применяются в целях защиты элементов фюзеляжа от влияния неблагоприятных внешних факторов.