Детали самолетов: особенности эксплуатации

Летательные аппараты функционируют в очень суровых условиях, связанных, в частности, с климатическими факторами, такими как атмосферное давление, влажность, ультрафиолетовое излучение, ветер и так далее, их детали испытывают колоссальные нагрузки.

В связи с повышенными требованиями к надежности воздушных судов детали самолетов изготавливаются из современных высококачественных материалов, которые при своей высокой прочности имеют небольшой вес, а основные узлы и механизмы агрегатов подвергаются постоянному мониторингу и техническому обслуживанию.


Авиация в суровых климатических условиях


Для увеличения срока службы сопряженных деталей самолетов используются современные смазочные материалы.

Они должны соответствовать целому ряду требований, среди которых:

  • Длительный срок службы, высокая механическая стабильность, неподверженность испарению и окислению
  • Широкий диапазон рабочих температур и устойчивость к их перепадам
  • Антикоррозионные свойства
  • Сохранение работоспособности в экстремальных условиях эксплуатации: при высоких контактных давлениях, нагрузках и так далее
  • Высокие антизадирные и противоизносные свойства

Для обслуживания самолетов и других летательных аппаратов разрабатываются специальные смазочные материалы: авиационные смазки и покрытия.


Авиационная смазка для обслуживания самолетов

Авиационные смазки делятся на несколько поколений. Смазки первого и второго поколений применяются для обслуживания не только воздушного, но и наземного транспорта. В последнем случае они выступают в роли высококачественных морозостойких материалов с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Следующие поколения авиационных смазок выпускаются в ограниченном количестве и используются исключительно в тяжелонагруженных узлах авиационной техники.


Пластичная смазка


Они были разработаны с учетом возросших потребностей к сервисным материалам, так как узлы самолетов по мере совершенствования нуждаются во все более качественном обслуживании.


Авиационные смазки выпускаются в жидком, пластичном и полутвердом видах. Они изготавливаются на основе нефтепродуктов либо путем синтеза органического и неорганического сырья с добавлением присадок, загустителей и других добавок, повышающих эксплуатационные свойства.


Авиационная смазка применяется для обслуживания подшипников, зубчатых зацеплений, винтовых механизмов, шасси и других пар трения.


Авиационные покрытия

Наиболее совершенными видами смазочных материалов для узлов летательных аппаратов являются авиационные покрытия.

Они представляют собой суспензии, содержащие высокодисперсные твердые смазочные вещества, связующие компоненты и растворители.

Они формируют на деталях сухой смазочный слой, устойчивый к истиранию.

Характеристики и преимущества авиационных покрытий:

  • Низкий стабильный коэффициент трения около 0,03
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Противозадирные и противоизносные характеристики
  • Отсутствие окисления, испарения, загрязнения
  • Сохранение работоспособности в условиях высоких контактных давлений и нагрузок, при экстремально высоких и криогенных температурах
  • Отсутствие необходимости в обновлении

Покрытия имеют отличающийся от смазок способ применения. Для нанесения необходимо использовать распылительное оборудование и обеспечить нагрев деталей с материалом согласно инструкции.

Авиационные покрытия находят все более широкое применение в узлах авиационной техники.

Например, покрытия от российской компании «Моденжи» применяются в узлах отечественных самолетов.

Modengy 1007 и Modengy 1003 используются в двигателях самолетов малой авиации. Они наносятся на юбки поршней для снижения трения и износа даже при высоких усилиях на боковые поверхности при движении и перекладке.

Modengy 1066 нашло применение в узлах самолетов-амфибий, которые могут осуществлять посадку на воду для пополнения запаса жидкости в баках.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Оно наносится на втулки скольжения, которые эксплуатируются в негерметичном необогреваемом отсеке. Покрытие обеспечивает снижение трения в паре «металл-металл», защищает от коррозии, повышает ресурс и исключает необходимость обслуживания деталей.


Modengy 1007 и Modengy 1066 производятся на основе особо термостойкого авиационного класса полимерных материалов, обладающих выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических свойств.


Особое внимание уделяется также авиационным лакокрасочным покрытиям. Они применяются в целях защиты элементов фюзеляжа от влияния неблагоприятных внешних факторов.