Все для автотранспорта

Выбор моторного масла: пошаговая инструкция

Какое масло купить? Нужно ли промывать двигатель? После какого пробега производится замена масла? Каждый автолюбитель хоть раз в жизни задавался подобными вопросами по окончанию срока гарантии своего автомобиля.

Выбирать моторное масло по совету других автолюбителей неоправданно: каждый автомобиль требует индивидуального подхода к подбору смазочных материалов. Информацией, собранной в Интернете, тоже руководствоваться не следует, так как в 90 % случаев она, по меньшей мере, неточна, так как основана на тех же субъективных мнениях.

Переизбыток информации, так же как и ее недостаток, мешает принятию правильного решения, поэтому при выборе моторного масла необходимо учитывать следующие факторы.

I
. Рекомендации автопроизводителя.

выбор моторного маслаПриступая к выбору масла, начните с внимательного изучения сервисной книжки. Именно в ней указано, какое масло рекомендует заливать в двигатель производитель автомобиля. Если же сервисная книжка по какой-либо причине отсутствует (например, автомобиль подержанный), то нужную информацию можно найти у его официальных представителей или официальных поставщиков запчастей. Не спешите останавливать свой выбор на Shell или Castrol, прежде определите нужные Вам параметры (стандарты, допуски масел). Имейте в виду, что допуски разрабатываются для конкретного двигателя (или их узкой линейки), а не для марки автомобиля в целом. У одного автопроизводителя для разных двигателей может быть несколько допусков (так обычно и бывает), и это нужно обязательно учитывать при выборе масла.

В большинстве случаев допуск автопроизводителя имеет вид кода (набора букв и цифр), например, MB 228.3 (Mercedes-Benz) или VW 501.01 (Audi). Некоторые производители дают в виде рекомендации только кодировку автомасла по известным классификациям SAE и API (например SAE 5W40 SL) или по европейскому стандарту качества ACEA (например, Е6-2005). Почему знать об этом так важно? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости химического состава автомасел. Все они имеют определенный набор присадок, рассчитанный на работу в различных типах двигателей и условиях эксплуатации. Неправильно выбранное масло, как минимум, снизит мощность двигателя (и повысит расход топлива), а максимум – значительно ускорит его капитальный ремонт. 

II. Информация о заливаемом ранее масле.

Если Вы купили подержанный автомобиль, обязательно узнайте, насколько подходящее и качественное моторное масло залито в двигатель, запишите его марку и производителя. Если предыдущий владелец автомобиля не дает такую информацию (не помнит или скрывает), приготовьтесь к дополнительным расходам.

Помните, что если моторное масла в двигателе присутствует, его расход не может быть нулевым. Какое-то количество масла сгорает в любом случае. Для каждого двигателя производитель определяет усредненную норму расхода масла, но это не означает, что она не может быть больше или меньше у Вас. Подробнее об этом читайте в статье про расход масла в двигателе.

III. Необходимость смены марки моторного масла.

Выбор масла, выбор автомобильного масла, автомасла
Имея данные о том, что рекомендует производитель двигателя, и какое масло залито фактически, подумайте о смене марки. Иногда это необходимо (если используется непредусмотренное производителем автомасло), а в некоторых случаях может нанести прямой вред внутренним деталям двигателя и существенно повысить материальные затраты автовладельца. Таким образом, решая вопрос о необходимости смены марки масла, прежде всего, сравните допуск автопроизводителя и спецификацию масла, залитого по факту. В идеале на этикетке масла должен стоять именно Ваш допуск. Однако это возможно только в тех случаях, когда производитель автомобиля протестировал именно эту марку масла и сертифицировал ее по соответствующему допуску. Если все сошлось, не следует что-либо менять – таким образом Вы продлите "жизнь" двигателю.

Единственной разумной мотивацией для смены марки масла может быть его слишком завышенный расход – в этом случае следует перейти на менее вязкое масло (например, с синтетического на полусинтетическое).

IV. Анализ рынка автомасел.

Составьте список подходящих Вам моторных масел разных марок и производителей. Зная требования производителя двигателя, сделать это будет несложно. Если допуски, по которым сертифицирована та или иная марка масла, не публикует сам автопроизводитель, то они обязательно имеются на сайтах трейдеров, а кроме того, на этикетках самих масел.

Нельзя ориентироваться только на то, что рекомендует для Вашего автомобиля производитель моторного масла – часто он не указывают, для какого именно двигателя рекомендована данная марка.

V. Выбор класса и вязкости моторного масла.

Выбор класса и вязкости автомобильного моторного маслаПо одному допуску автопроизводитель может сертифицировать сразу несколько марок масла одного и того же производителя. Эти марки, как правило, различаются видом масла (синтетическое, полусинтетическое, минеральное), его классом и вязкостью. При выборе вязкости масла (из допущенных) нужно руководствоваться следующим правилом: чем больше пробег автомобиля, а соответственно, старше двигатель, тем меньше должна быть высокотемпературная вязкость масла. Что бы не говорили продавцы автомагазинов, моторное масло с очень высокой вязкостью 0W-60 (для спортивных автомобилей) может только навредить 10-летнему двигателю с пробегом 200 тыс. км. Кроме того, оно требует частого долива, ни коим образом не повышает мощность двигателя, а только методично его разрушает.

Eсли двигатель не сжигает масла свыше нормы, выбирайте допущенное автопроизводителем масло вязкостью
5W-40 (на зиму – 0W-30).

VI. Покупка моторного масла.

Моторное масло лучше приобретать не на рынке, а у официального представителя производителя. Проблема в том, что далеко не все представительства занимаются розничной продажей (или продажей вообще), потому одним из вариантов является покупка масла у проверенного поставщика запчастей, который напрямую заказывает его у производителя и не берет на оптовых базах. Также можно обратиться к официальному представителю марки Вашего автомобиля (например, на фирменной СТО). Скорее всего, он предложит залить масло, наиболее подходящее для нового двигателя из всех допустимых, поэтому если ваш автомобиль уже прошел 100 и более тыс. км, перед визитом к "официалам" изучите допустимые варианты.