Масла для грузового транспорта

Обзор масел для дизельных двигателей

Моторные масла группы А (марок Т и М-20А), вырабатываемые по ТУ 38.101317-72 без присадок или с небольшим их содержанием применяются в малофорсированных тихоходных дизелях старой модификации типов Д-16,5/20,4Д-36/50, работающих в стационарных условиях.

К моторным маслам группы Б относятся масла марок МТ-8п и М-20Бп. Первое, изготавливаемое по ТУ 38.101277-72, используется для смазывания стационарных быстроходных дизелей типа В-2 в зимних условиях. В его состав введены следующие присадки: 4,5% МНИ ИП-22к, 15% АзНИИ — ЦИАТИМ-1 0,002% ПМС-200А. Для смазывания быстроходных дизельных двигателей типов М-503, М-504, М-507, М-756 и др. применяется масло М-20Бп (ТУ 38.101593-75). Для повышения его эксплуатационных свойств в состав введены 3% ЦИАТИМ-339,1,5% ПМС, 2% ДФ-11 и 0,005% антипенной присадки ПМС-200А.
Масла для дизельных двигателейК группе В относятся массовые продукты для среднефорсированных дизельных двигателей - масла марок М-8В2, М-10В2, M-8B1 (универсальное зимнее масло), М-12В, Дп-11у, М-14В23, М-16ИХП-3 и М-20В2 Для смазывания автотракторных дизелей типов Д-50, СМД-14, А-41, ЯМЗ-236 применяются масла М-8В2 (ГОСТ 8581-78) и М-10В2 (ТУ 38.001324-79). Последнее используется также для смазывания быстроходных автотракторных и стационарных дизелей без наддува, работающих на малосернистом топливе. В масло введены 5% ВНИИ НП-370,2% ПМС марки Б или 3% ПМС марки А, 1,2% ДФ-11 и 0,005% ПМС-200А. Для смазывания стационарных дизелей без наддува, работающих на малосернистом топливе, чаще всего применяют масло Дп-11у, вырабатываемое по ТУ 38.001223-75. Оно содержит композицию присадок: 10% ИХП-101, 2% СБ-3,0,5% депрессатора А3 НИИ и 0,003% ПМС-200А. Для быстроходных форсированных стационарных автотракторных дизелей, также работающих на малосернистом топливе, используются масло М-12 В (ТУ 38.001248-76), содержащее в качестве присадок 10% ИХП-101, 2% СБ-3, 0,003% ПМС-200А и 0,5% депрессатора А3НИИ.

Для быстроходных дизелей типов В-2, В-12, Д-6 и других применяются моторные масла селективной очистки М-14В23 и М-20В2 (ГОСТ 23497-79). Они изготавливаются путем смешивания загущенной средневязкой основы и композиции присадок. Для быстроходных форсированных транспортных дизелей используется масло М-16ИХ П-3 (ГОСТ 25770-83). Оно содержит следующие присадки: 5,4% БФК, 2,6% СБ-3, 1,2-1,3% ИХП-3, 0,3-0,6% ПМА «Д» и 0,003% ПМС-200А.

Масла группы Г применяются в автотракторных быстроходных и высокофорсированных дизелях. В эту группу входят масла марок М-6Г23 (М-6ГФС), М-8Г2, М-10Г2, М-8Г и М-10Г. Масло М-6Г23 (М-6ГФС) вырабатывается по ТУ 38.101658-76, содержит большую концентрацию моющих и нейтрализующих присадок. Оно используется для дизельных автомобилей в зимнее время в северных районах страны. Масла остальных четырех марок вырабатываются по ГОСТ 8581-78. М-8Г2 используется для быстроходных форсированных автотракторных дизелей типов ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-238НБ, СМД-62 и др. в зимнее время. Оно содержит 6% ВНИИ НП-360, 3,5% ПМС, 0,5% ДФ-11, 1-1,5% А3НИИ — ЦИАТИМ-1 (или АФК) и 0,003% ПМС-200А. Для быстроходных форсированных дизелей с наддувом типов ЯМЗ-238Н, СМД-62, ЯМЗ-238НБ и др. используется масло М-10Г2. Оно содержит следующую композицию присадок: 6% ВНИИ НП-360, 3,5% ПМС, 0,8 ВНИИ НП-254 и 0,003% ПМС-200А. Для быстроходных форсированных дизелей с наддувом типа ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-240Н, Д8Т-ЗЗО, устанавливаемых в автобусах «Икарус» и автомобилях КамАЗ, зимой применяется масло М-8Г2к , а летом - М-10Г, кроме того, используются масла М-8Дм и М-10Дм.

Масла групп Д и Е селективной очистки содержат достаточное количество присадок, чтобы обеспечивать нормальную эксплуатацию двигателей при значительном содержании серы (1,0-4,0%) в дизельном топливе.

В дизельных маслах отсутствует ряд присадок, необходимых для работы карбюраторных двигателей, например, сукципимидов, препятствующих образованию низкотемпературных отложений. В то же время концентрация моющих присадок в дизельных маслах, а следовательно, их зольность, существенно выше, чем в карбюраторных. Этим объясняются ограничения на применение дизельных масел в карбюраторных двигателях.