Такие важные составляющие в работе ДВС, как смазывающая и охлаждающая система, используют разные технические жидкости. При исправной работе двигателя они не пересекаются, но иногда случается обратное., антифриз частично смешивается с моторным маслом. Как он туда попадает, и что в этом случае делать, разберём по порядку.
Определяем наличие антифриза в масле?
Резонный вопрос – как антифриз попал в моторное масло?
Существует ряд признаков, которые обнаруживают эту неприятную ситуацию:
- Снижение уровня охлаждающей жидкости на исправном двигателе в процессе эксплуатации
- Электроды свечей залиты антифризом, есть характерные следы и запах
- Следы тосола в поддоне и на картере
- Изменение структуры и оттенка моторного масла
- Воздушные пузырьки в расширительном бачке охлаждающей системы
- Наличие эмульсии в масле из-за пробитой прокладки ГБЦ
- Белый налет на клапанной крышке и внутри головки блока цилиндров
- Парообразный выхлоп белого цвета при плюсовой температуре
Причины попадания антифриза в масло и в двигатель
Если количество охлаждающей жидкости уменьшается при отсутствии внешних следов её протекания – вероятно дело в прокладке, отделяющей головку блока цилиндров от самого блока.
Прокладка может прогореть, устареть, либо деформироваться при неправильной фиксации, что приведёт к утечке антифриза в двигатель.
Деформация головки и геометрические дефекты блока цилиндров также являются причиной смешивания антифриза с маслом.
Нарушение геометрии ГБЦ – наиболее серьезная проблема, т.к. она не сразу обнаруживается, а чтобы исправить дефекты корпуса блока, необходимо снимать двигатель.
Может выйти из строя теплообменник. Стареющие уплотнители и разболтанные крепления становятся причиной нарушения герметичности масляного охладителя.
Ещё одной причиной смешивания ОЖ с маслом может стать забитый, либо неправильно установленный жидкостный насос.
Не стоит забывать и про использование некачественной охлаждающей жидкости. Её замерзание в бачке приводит к повреждению головки блока цилиндра, коррозии гильз и разгерметизации системы охлаждения.
Последствия смешивания охлаждающей жидкости с маслом
Попав в смазочную систему, антифриз разрушает входящие в состав моторного масла присадки, необходимые для защиты деталей двигателя от трения, что вызывает износ.
При нарушении работы смазочной системы начинает стучать коленвал или распредвал. Причина тому - истирание фрикционного слоя вкладышей. Работающий двигатель разогревает жидкость, тем самым ускоряя разрушительное воздействие.
Попадание в масло тосола из-за деформации головки блока цилиндров характеризуется появлением на поршнях задиров и повреждением маслосъемных и компрессионных колец. В общем плане нарушается работа мотора, в частности это связано с потерей мощности и дестабилизацией (перебои).
Смешанное с антифризом моторное масло теряет свои свойства, из-за чего узлы трения ДВС получают недостаточно хорошую смазку. Результат – перегрев двигателя и износ трущихся элементов.
Неправильное охлаждение и смазка двигателя могут привести к необходимости капитального ремонта. Происходит это по причине засорения каналов, виновником которого является образовавшаяся эмульсия.
В любом случае нужно незамедлительно устранять все неисправности, связанные с попаданием ОЖ в двигатель и масляную систему. Есть риск повреждения (деформации) блока цилиндров с его полным выходом из строя, а соответственно возможностью дальнейшей эксплуатации.
Решение проблем после попадания антифриза в масло
Повреждение прокладки ГБЦ
Меняем вышедшую из строя прокладку. При этом после установки уплотнителя важно правильно затянуть крепежные болты. Можно воспользоваться динамометрическим ключом, чтобы исключить риск чрезмерного затягивания (прокладка быстро повредится и снова выйдет из строя).
Нарушение геометрии головки блока
При деформации нижней плоскости головку блока цилиндров необходимо обработать на станках (опрессовка, фрезеровка), после чего её обязательно проверяют на герметичность. Данный вопрос решается исключительно в сервисных мастерских.
Дефекты блока цилиндров
Демонтировать блок для расточки и установки новых гильз. В связи со сложностью эти операции также проводятся в автомастерских. Иногда нет другого выхода, как полностью заменить блок цилиндров.
Проблема в подключении магистрали системы охлаждения
Проверить правильно ли подключены патрубки, прокладки (уплотнители коллектора и др.).
Неисправный теплообменник
В основных случаях проблема в старой прокладке, которую следует заменить. Но бывает, что получает повреждения и сам теплообменник. Тогда есть выхода: пробовать самому починить, в частности запаять, либо просто заменить на новый.
Течи
Иногда в различных соединениях случается протекание охлаждающей жидкости, например на патрубках. Быстрей и проще будет заметить проблемные места, создав избыточное давление работающим на повышенных оборотах двигателем.
Обязательным пунктом после устранения причин и ремонта является замена масла в двигателе и антифриза. Но перед этим нужно промыть смазывающую и охлаждающую системы двигателя.
Как промыть двигатель?
Раз уж антифриз попал в моторное масло, следует принять во внимание, что двигателю потребуется промывка систем, в первую очередь охлаждающей. Специальный раствор заливаем в расширительный бачок и включаем двигатель на 10 минут.
Таким образом промываем круг, по которому циркулирует охлаждающая жидкость. Сигнал к завершению промывки – включение вентилятора. Затем сливаем старый антифриз. Если в авто имеется масляный радиатор, снимаем, чистим, меняем уплотнители.
Также необходимо промыть расширительный бачок, предварительно сняв его. Заливаем в двигатель дистиллированную воду и прогреваем его. После чего включаем обдув салона примерно на 10 минут и глушим мотор. Теперь можно слить жидкость и заправить новый антифриз.
Система промывается после установки новой прокладки. Масло тоже необходимо заменить.
Удаляем старое масло, смешанное с антифризом. Далее используем промывочное масло, согласно инструкции производителя техсредства. Заливаем новое моторное масло. Также можно поставить новый масляный фильтр.
Подводя итоги, можно сказать одно. Чем быстрее обнаружится данная проблема, тем больше шансов избежать серьёзных последствий. Не следует эксплуатировать автомобиль с нарушением работы смазочной и охлаждающей систем, игнорируя своевременное устранение неисправности.
Предпринимаемые меры по исправлению ситуаций, связанных с попаданием ОЖ в смазочную систему ДВС, зависят от самой причины. Её точное определение влияет на качество ремонта и дальнейшую эксплуатацию. Поэтому в некоторых случаях проводить диагностику и ремонт следует в автосервисе.