Попадание антифриза в двигатель чревато его капитальным ремонтом. Однако, если вовремя заметить проблему и быстро ее устранить, можно минимизировать негативные последствия.
Рассмотрим самые распространенные признаки, причины и результаты смешивания охлаждающей жидкости с моторным маслом, а также укажем пути устранения проблемы.
Признаки попадания охлаждающей жидкости в масло
Можно выделить 5 основных признаков наличия антифриза в моторном масле:
- Густой белый дым из выхлопной трубы
- Падение мощности двигателя
- Изменение цвета масла на щупе
- Изменение вида охлаждающей жидкости в бачке
- Уменьшение уровня антифриза при отсутствии протечек
Первое, что должно насторожить водителя, это появление из выхлопной трубы белого дыма, похожего на пар. Этот признак актуален как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Дымность бензиновых силовых агрегатов вызвана попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры, дизельных — в коллектор.
Падение мощности двигателя – логичный результат ухудшения работы систем охлаждения и смазывания. Зачастую мотор перегревается, «троит» и работает неравномерно.
При смешивании моторного масла и антифриза образуется эмульсия белого или желтоватого цвета, внешне похожая на сливки. Проверить ее наличие в двигателе несложно – достаточно оценить состояние масла на измерительном щупе и маслозаливной горловине.
В расширительном бачке системы охлаждения через полупрозрачный корпус можно увидеть пузырьки воздуха. Чем выше обороты двигателя, тем их больше. Этот признак прямо указывает на разгерметизацию системы и опасность смешивания антифриза с моторным маслом. Антифриз при этом чернеет и приобретает запах горелого.
Из-за вытекания охлаждающей жидкости ее уровень будет постоянно падать. Однако этот признак является косвенным, поскольку антифриз может уходить не в масло, а в подкапотное пространство. В данном случае необходимо провести дополнительную диагностику.
Необходимо обязательно проверить состояние технических жидкостей при обнаружении потеков на корпусе блока цилиндров вне зависимости от их цвета.
Косвенным признаком попадания антифриза в масло является светлый налет на свечах зажигания.
Причины смешивания антифриза с маслом
Наиболее распространенными причинами, по которым антифриз попадает в масло, являются:
- Прогорание прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)
- Нарушение геометрии ГБЦ
- Выход из строя теплообменника (маслоохладителя) и/или его прокладки
- Повреждение блока цилиндров
- Неправильное подключение магистрали системы охлаждения к дроссельной заслонке
По статистике прогорание прокладки головки блока цилиндров – самая часто встречающаяся причина попадания антифриза в масло. При этом она и самая простая в устранении. Прогорание прокладки может быть вызвано разными факторами: перегревом двигателя, неправильно подобранным моментом затяжки фиксирующих болтов, естественным старением материала, из которого выполнена прокладка.
В результате перегрева двигателя головку блока цилиндров может «повести». Проблема нарушения геометрии ГБЦ особенно характерна для небольших по мощности и размеру моторов (например, городских малолитражек).
Иногда причиной смешивания масла и антифриза являются микротрещины на гильзах блока цилиндров. Обычно они появляются в результате повреждения или брака.
Неправильное подключение магистрали системы охлаждения встречается редко и только на подержанных автомобилях, чьи прошлые хозяева не имели должного навыка подсоединения патрубков. При этом антифриз прямиком попадает в моторное масло, оттуда – в выхлопную систему, коллектор и т.д.
Последствия для двигателя
Попадая в масло, антифриз резко ухудшает его смазочные и защитные свойства, разрушает присадки. В результате двигатель достаточно быстро изнашивается.
Из-за стирания фрикционного слоя вкладышей появляется стук в коленчатом и распределительном валах. При рассмотрении под микроскопом на вкладышах наблюдаются белые шарики соли. Они образуются в результате химической реакции между присадками масла и добавками антифриза. Именно эти абразивные частицы являются причиной стирания и коррозии вкладышей.
Неполадки в двигателе могут возникнуть еще и потому, что масляные присадки хорошо растворяются в воде, которая является основой антифриза. Даже малое количество охлаждающей жидкости уничтожает значительную долю присадок. В результате масляная основа теряет заявленные производителем свойства.
В случае деформации головки блока цилиндров возможно появление задиров на поршнях, залегание компрессионных и маслосъемных колец.
Из-за попадания антифриза в масло двигатель теряет мощность, «чихает» и «троит». Эксплуатировать машину в таком состоянии крайне опасно. Если смешивание незначительное, можно доехать до гаража или станции техобслуживания.
Как решить проблему?
В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют следующие пути устранения проблемы.
При выходе из строя прокладки ГБЦ
Необходимо демонтировать головку блока цилиндров и заменить прокладку. Очень важно соблюдать осторожность при монтаже и аккуратно уложить прокладку в посадочное место. При затяжке крепежных болтов желательно пользоваться динамометрическим ключом. Если делать это «на глаз», велик риск превысить момент затяжки, что приведет к повреждению прокладки и ее преждевременному выходу из строя.
При нарушении геометрии ГБЦ
Решить проблему деформации нижней плоскости ГБЦ можно путем протачивания головки на специальных станках: опрессовки и/или фрезеровки. Делать это нужно только в специализированных мастерских. После выполнения ремонтных работ обязательно выполняется проверка на герметичности (наличие трещин).
При поломке теплообменника и/или износе его прокладок
В случае повреждения теплообменника его можно попробовать отремонтировать (запаять), а если это невозможно, то заменить на новый. Однако чаще из строя выходит не сам маслоохладитель, а его прокладки – по причине естественного износа. Они однозначно подлежат замене.
При повреждении блока цилиндров
Достаточно сложный случай, требующий обращения в сервисный центр. Блок демонтируют, растачивают, устанавливают новые гильзы. В самом сложном случае его меняют целиком.
При неправильном подключение магистрали системы охлаждения
В некоторых случаях возникают течи антифриза на патрубках и/или в местах различных соединений: например, на датчике температуры, трубке подвода жидкости к печке и т.д. Подобные протечки выявляются при работе двигателя на повышенных оборотах, когда в системе охлаждения возникает избыточное давление, выталкивающее антифриз.
Чтобы решить проблему, нужно проверить правильность подключения патрубков, а также прокладок (в частности, прокладки коллектора).
Независимо от причины попадания антифриза в масло (или наоборот) после выполнения ремонтных работ следует заменить обе жидкости и промыть двигатель.