Все автолюбители знают, что автохимия и масла сомнительного происхождения могут крайне негативно повлиять на техническое состояние автомобиля. Забывчивость или банальная экономия порой обходятся намного дороже, чем своевременные расходы на обслуживание.
Система охлаждения и залитая в нее жидкость очень важны для двигателя.
Они поддерживают в нем оптимальный тепловой режим, необходимый для получения наиболее эффективных показателей мощности и топливной экономичности, долговечности и износостойкости деталей.
При этом температура охлаждающей жидкости должна оставаться в определенных рамках вне зависимости от дорожных условий, температуры окружающей среды и нагрузки на двигатель.
Высокая степень сжатия и напряженный режим движения в современных городах вынуждают ДВС работать при более высоких температурах.
Учитывая современную форму наших автомобилей, соответствующую требованиям аэродинамики, размеры радиаторов ограничиваются низкими линиями капота.
Это приводит к тому, что охлаждающая жидкость при постоянной рабочей температуре 90-100 °С должна иметь запас по температуре кипения как минимум 110-120 °С. Наилучшим образом при таких тепловых условиях работают водные растворы этиленгликоля. Они закипают при более высоких и замерзают при более низких температурах, чем вода.
Вода в обычных условиях закипает при 100 °С и замерзает при 0 °С, при этом увеличиваясь в объеме. В современных ДВС радиатор имеет герметичную пробку с клапаном, отрегулированным на избыточное давление 0,5 атмосфер и выше. При таком давлении вода закипает при 110-112 °С, а водный раствор этиленгликоля – при 118-120 °С. В отличие от воды, последний незначительно расширяется в объеме при замерзании, образуя не лед, а некую кашицу, не способную разорвать полости системы охлаждения.
В зимнее время применение воды в системе охлаждения двигателя вообще недопустимо.
При низких температурах герметичный клапан термостата замерзает, практически останавливая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Таким образом, учитывая перечисленные недостатки воды, инженеры предложили использовать в качестве охлаждающей жидкости автомобильного двигателя смесь этиленгликоля с водой.
Этиленгликоль (СН2ОН, двухатомный спирт) – представляет собой прозрачную вязкую жидкость без цвета и запаха. Кипит этиленгликоль при +197°С, а застывает при 11,5 °С. Однако водные растворы этиленгликоля имеют очень низкие температуры замерзания (до -70 °С).
Элементы системы охлаждения ДВС изготавливают из различных металлов (чугуна, алюминиевых сплавов, латуни, меди), поэтому в составе антифризов присутствует большой комплекс антикоррозионных добавок (ингибиторов коррозии), которые эффективно защищают металл от окисления. Также в антифризы вводят антипенные добавки.
Таким образом, современный антифриз состоит из:
-
Водного раствора этиленгликоля (либо другого многоатомного спирта, например, пропиленгликоля)
-
Пакета присадок (антикоррозионных, защелачивающих и антипенных)
Во всем мире выпускается огромное количество различных марок антифризов. Как же выбрать наиболее подходящий?
В настоящее время существует 2-3 показателя, по которым можно забраковать приобретаемый антифриз.
Во-первых, это плотность (масса 1 см3) антифриза, определяющая температуру его кристаллизации. Плотность замеряют при помощи ареометра или при взвешивании точно отмеренного объема (1000 см2) жидкости. Чем выше это число, тем лучше.
Второй важный момент – определение показателя активности водородных ионов (рН).
Эта величина показывает арсенал щелочных компонентов в присадочном пакете антифриза. Если их недостаточно, то запас щелочности продукта мал, а срок службы очень недолог. Показатель рН определяется с помощью стандартной лакмусовой бумажки.
Третьим важнейшим показателем качества антифриза является наличие в его составе антипенной присадки. Для оценки этого фактора рекомендуется взболтать содержимое канистры и убедиться, что пены мало и она быстро исчезает.
Определить качество антифриза по яркости цвета невозможно.
Цветовая гамма выпускающихся сегодня антифризов и их яркость зависят от введенного в них на заводе-изготовителе красителя. Подкрашивают антифриз для того, чтобы было легче контролировать его уровень в полупрозрачном расширительном бачке.
И, наконец, отметим еще одно. Срок службы большинства охлаждающих жидкостей, как правило, не превышает 3-х лет (60 тыс. км).
От эксплуатации в двигателе антифриз стареет, подвергается износу.
Это естественный процесс, так как жидкость протекает через систему охлаждения 400-700 раз в час при температуре 90-100°С, а иногда и выше.
Концентрация ингибиторов в антифризе постепенно снижается. По мере эксплуатации снижается запас щелочности, вырабатываются присадки, увеличивается коррозионная активность и агрессивность к резине.