Старение охлаждающей жидкости (ОЖ) происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения просачиваются отработавшие газы или подсасывается воздух, поэтому необходимо чаще проверять систему на наличие утечек жидкости, состояние и крепление шлангов.
Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ. Однако, в некоторых случаях жидкость стареет раньше.
Она уже не выполняет своих функций, если:
- на внутренней стороне горловины расширительного бачка образуется желеобразная масса
- при небольших отрицательных температурах (-10-15 °С) наблюдается заметное помутнение жидкости, выпадение осадка
- чаще, чем раньше срабатывает электровентилятор радиатора
Появление хотя бы одного из этих признаков требует замены ОЖ при первой же возможности. Рыже-бурый отенок антифриза свидетельствует о том, что детали системы уже начали корродировать. Такую охлаждающую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.
Такие показатели как плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных антифризов могут немного отличаться друг от друга.
Температуру замерзания ОЖ удобнее проверять ареометром, который продается в обычных магазинах автозапчастей. При проверке нужно учитывать температурные поправки к показаниям прибора, указанные в инструкции к нему.
Количество антифриза в системе охлаждения может сократиться из-за испарения воды или утечек (негерметичности системы). В первом случае необходимо доливать дистиллированную воду (или прокипяченную около 30 мин), во втором – охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Антифризы с разными номерами ТУ часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства.
Поэтому в отсутствие подходящего продукта в систему охлаждения лучше долить воды, а когда появится возможность – заменить всю жидкость.
Температура кипения ОЖ-40 при атмосферном давлении – не менее 108°С. Однако даже в предкипящем состоянии образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя.
Поэтому при постоянной эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях (городские пробки, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на несколько градусов) температурой кипения. При выборе охлаждающей жидкости необходимо ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и покупать ее в фирменном магазине, а не на временном уличном лотке.
Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления антифриза. Как это сделать, чтобы получить нужную температуру замерзания ОЖ, указывает его изготовитель.
Импортные антифризы по ASTM D 3306 могут применяться и в отечественных легковых автомобилях.
Перед покупкой целесообразно выяснить цену нужной марки ОЖ в нескольких магазинах. Зная ориентировочный уровень, можно исключить подделку – она, как правило, намного дешевле.
При покупке антифриза обратите внимание на следующие внешние детали.
Внешний вид канистры
Упаковка любого товара должна внушать доверие к его изготовителю. Хороший продукт не упаковывают небрежно. Емкость с ОЖ, как правило, закрывают пробкой с одноразовой “трещоткой”, иногда дополнительно защищенной “пломбой” – ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке должно плотно контактировать с горловиной.
Герметичность канистры
Ее можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если заметна течь или канистра не упругая (возникает шипение выходящего воздуха), такую ОЖ покупать не стоит.
Этикетка
Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на этикетке должны быть четкими, не раздвоенными и не расплывчатыми. Информация – полной и не рекламной, преимущественно технической: с указанием фирмы-изготовителя, ее адреса и телефона, аннотацией к применению антифриза, температуры его кипения и замерзания, срока хранения, номера партии с датой ее изготовления и т.д.
Полупрозрачная канистра хороша тем, что позволяет рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не стоит. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – чуть больше (пять).
После покупки антифриза оцените его параметры. Сделать это в полной мере и корректно самостоятельно нельзя, однако косвенно проверить его качество возможно.
-
Наличие защитной мембраны под пробкой является признаком качественной СОЖ
-
Прозрачность и пенообразование проверяются путем отливания жидкости из непрозрачной канистры в соответствующую емкость. Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) при этом недопустим
-
Плотность антифриза не является главным критерием качества, однако может быть умышленно повышена путем добавления ненужных, а часто вредных, солей
-
Необходимо проверить также восприимчивость ОЖ к жесткой воде. Иногда изготовитель разрешает доливать в антифриз (концентрат) водопроводную воду. Для проверки можно налить ОЖ в пробку от канистры и добавить воды из водопровода. Осадок или помутнение недопустимы
-
Совместимость с другими антифризами проверяется путем тщательного смешивания жидкостей около 10 мин. в пропорции 1:1. После часовой выдержки не должно быть расслоения и осадка