Периодичность замены антифриза у разных производителей колеблется, тем не менее для каждого типа охлаждающей жидкости (ОЖ) есть свой «золотой» стандарт. Составы G 12 и более новые меняют раз в 5 лет или каждые 100 тысяч километров пробега, G 11 – не реже одного раза в 3 года. Учитывая высокую нагруженность современных автомобилей и условия их эксплуатации, лучше произвести замену антифриза раньше, чем опоздать с ней.

Если необходимость в замене ОЖ не обсуждается, то по поводу способа проведения этой процедуры мнения расходятся. Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно сливать хладагент через отверстия в радиаторе и блоке цилиндров, а затем заливать в расширительный бачок свежую жидкость. Однако назвать такую замену полной нельзя – при простом сливе немалая часть антифриза остается внутри системы.


Станции техобслуживания предлагают другой метод замены ОЖ – аппаратный. Он позволяет полностью удалить старый антифриз и тщательно промыть систему охлаждения, поэтому особенно рекомендован после приобретения подержанного автомобиля, а также при сомнениях в качестве залитой жидкости.


Рассмотрим преимущества аппаратной замены антифриза подробнее и кратко опишем процесс.

Преимущества аппаратной замены антифриза


Аппаратная замена антифриза


Процедура замены антифриза, проводимая на специальном аппарате, имеет ряд преимуществ по сравнению со стандартным методом слива и залива:

  • Возможность полного удаления всей охлаждающая жидкость, даже из блока цилиндров
  • Отсутствие риска завоздушивания системы (особенно блока отопления салона)
  • Аппаратный, а не визуальный контроль результата
  • Исключение смешивания антифризов и образования хлопьев в системе охлаждения

При традиционном способе замены антифриза получается слить до 75 % жидкости. Оставшаяся отработка неизбежно попадает в свежий хладагент, что не лучшим образом сказывается на его качестве.

Дополнительный плюс аппаратной процедуры – отсутствие необходимости в подъемнике, так как забор старой жидкости происходит через верх.

Порядок проведения процедуры

Аппаратная замена занимает, в среднем, 60 минут. Для начала жидкость полностью откачивают из расширительного бачка, после чего разрывают контуры подачи и обратки. Их соединяют с установкой, куда уже залит свежий антифриз. Старый хладагент сливается в отдельный бак внутри аппарата, а новый попадает внутрь системы охлаждения.

После окончания «круговорота» патрубки устанавливают на место, доливают антифриз в расширительный бачок, заводят автомобиль и контролируют уровень жидкости.


При необходимости перед заливкой свежей жидкости систему охлаждения промывают специальным составом. Это позволяет удалить различные соли, ржавчину и накипь из радиатора, каналов и полостей.

Как определить необходимость замены антифриза?


Старый антифриз


Признаками того, что охлаждающую жидкость пора менять, даже если рекомендованный срок еще не подошел, являются следующие моменты:

  • На внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса
  • При легком морозе (до -15 °С) антифриз приобретает кашеобразную консистенцию, в бачке обнаруживается осадок
  • Часто срабатывает электровентилятор радиатора системы охлаждения

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить после проведения любых работ в системе охлаждения, сопровождающихся сливом антифриза. Особенно это важно при установке новых деталей – от хладагента, бывшего в эксплуатации, они не получат должной антикоррозионной защиты.