Немногие обращают внимание на такой важный параметр антифриза как плотность. Однако от того, насколько он соответствует нормам, зависит работоспособность охлаждающей жидкости при низких температурах.
Чаще всего антифриз можно купить уже в готовом виде, но некоторые автолюбители предпочитают самостоятельно разводить концентрат. Чтобы получившаяся смесь сохранила свои рабочие характеристики, необходимо соблюдать определенные правила.
Рассмотрим, как плотность автомобильного хладагента зависит от его состава, опишем способы измерения данного показателя и приведем некоторые рекомендации по его корректировке.
Плотность антифриза: что обозначает этот параметр и каким он должен быть?
Помимо спирта, воды и красителя, антифриз может содержать присадки, кислоты, отдушки, ПАВ, соль и даже сахар. Именно поэтому охлаждающие жидкости имеют определенную плотность.
Этот параметр может быть указан на упаковке антифриза, наряду с такими показателями как температура кристаллизации и закипания, вспениваемость, щелочность, кинематическая вязкость и др.
Присадок, красителей и ПАВ в составе антифриза обычно немного – около 5-10 %. Эти компоненты практически не влияют на его плотность. Она зависит от массовых долей других активных компонентов охлаждающей жидкости – спиртов, кислот, солей.
Плотность тосола и антифриза, в среднем, составляет 1,10 г/см3. Она может варьироваться от 1,034 до 1,112 г/см3.
Если сравнить ее с плотностью воды – 0,9982 г/см³ - можно заметить, что разница небольшая. Однако именно она определяет, при каких температурах охлаждающая жидкость может застыть или закипеть.
Чем меньше плотность антифриза (т.е. концентрация в нем активных веществ), тем раньше он начнет кристаллизоваться. Это может произойти уже при -10 °С. При средних показателях – около 1,10 – жидкость не замерзнет до -50 °С. Высокая плотность позволит антифризу работать даже при -80 °С.
Самыми «выносливыми» считаются жидкости классов G 12 и G 13. Более скромные показатели у антифризов G 11 и G 12.
Измерение плотности с помощью ареометра
При самостоятельной замене охлаждающей жидкости замерить показатель плотности не так уж сложно.
Проще всего сделать это с помощью ареометра, который продается в любом автомагазине по невысокой цене. Данный прибор представляет собой небольшую колбу со шкалой. К ней присоединена резиновая груша. Внутри расположен поплавок, который всплывает при набирании жидкости в колбу (через пипетку). Он останавливается на определенном делении – это и есть плотность антифриза.
Следует иметь в виду, что в зависимости от температуры плотность меняется. Чтобы результат был максимально точным, измерения необходимо проводить при +20 °С.
С помощью ареометра можно определить плотность смеси непосредственно в системе охлаждения. Для этого прибор частично погружают в заливную горловину или расширительный бачок. С помощью груши производится забор жидкости. Затем ареометр устанавливается в вертикальное положение. Зафиксированный прибор выдает необходимые показания.
Для измерения плотности используют также рефрактометр. Правильной настроенный прибор выдает быстрый и точный результат. Перед началом использования с помощью винта под защитным колпачком необходимо вывести разделительную полоску на «ноль» по дистиллированной воде. После этого капнуть антифриз на призму рефрактометра, навести резкость при помощи окуляра и считать показания по линии.
Существенный минус рефрактометра – высокая цена.
Есть еще один способ измерения плотности охлаждающей жидкости в домашних условиях. Для этого потребуются точные весы и емкость объемом ровно 1 литр. Задача – узнать вес нетто 1 л антифриза, который равен его плотности. Для этого емкость взвешивается в пустом и наполненном виде, затем из большего числа вычитается меньшее.
Можно ли корректировать плотность и как это делать?
Если показания прибора для измерения плотности антифриза отличаются от нормы, концентрацию охлаждающей жидкости меняют в меньшую или бОльшую сторону. Для этого добавляют дистиллированную воду или новую порцию хладагента.
Количество воды для разбавления антифриза рассчитывается с учетом поддержания баланса между температурой закипания и замерзания. Чтобы правильно рассчитать пропорцию, необходимо учесть условия эксплуатации автомобиля. В регионах с преобладанием теплого климата и зимними температурами до -25 °С воды можно добавлять больше – например, 1:1. Там, где морозы не позволяют детям ходить в школу, разбавлять антифриз следует в пропорции 7:3.
Существует формула, по которой можно произвести наиболее точный расчет: Vв = (Эф – Эн / Эн) *V.
Vв – это количество воды, V – объем концентрата (все в литрах). Эф – фактический процент содержания этиленгликоля в хладагенте, Эн – нужный процент его концентрации.
Чтобы воспользоваться этой формулой, необходимо знать состав концентрированной жидкости. Как правило, все данные указаны на этикетке.
Что будет, если использовать слишком разбавленный антифриз?
При очень низких температурах разбавленный антифриз кристаллизуется и образует кашеобразное вещество. С одной стороны, оно не перестанет защищать двигатель и радиатор от возможных повреждений. С другой стороны, эксплуатировать автомобиль в таких условиях невозможно.
Кроме того, смесь, содержащаяся слишком много воды, перестает должным образом защищать детали системы охлаждения от коррозии. В результате на стенках двигателя будет скапливаться осадок, который негативно скажется на эффективности его работы.