Функционирование двигателя внутреннего сгорания невозможно без его охлаждения. Даже в самых современных моделях силовых агрегатов используется порядка 30 % (в дизельных 45 %) полезной энергии от всего ее количества, выделяемого при сжигании топлива.

Остальная часть уходит вместе с выхлопными газами и тратится на нагрев самого двигателя. Для того чтобы он не перегревался, существуют системы охлаждения, которые заполняются специальными жидкостями. Они позволяют отводить излишки тепла из камер внутреннего сгорания во внешнюю среду.

В отсутствие охлаждающей жидкости (ОЖ) автомобиль заведется, однако силовой агрегат быстро перегреется и может заклинить.


При выборе ОЖ некоторые водители задаются вопросом: есть ли разница между представленными на рынке хладагентами. Тем более, что часть из них называется антифризами, а часть – тосолами. Попробуем разобраться.

История создания тосола

«Разделение» охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. Дело в том, что тосол представлен только в нашей стране, так как был разработан в СССР.

В 1971 году ученые НИИ органической химии и технологии приступили к изготовлению хладагента для советских автомобилей. Аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС) легла в основу названия охлаждающей жидкости. Окончание «ол» указывает на ее принадлежность к группе спиртов, так как основой хладагента был двухатомный спирт этиленгликоль.

«Тосол-А» («А» – «автомобильный») стал первой в СССР низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, предназначенной для круглогодичной эксплуатации автотранспорта.

Жидкости марок «Тосол-А» и «Тосол-АМ» («М» – «модернизированный») выпускались в трех вариантах: концентрат голубого цвета с содержанием этиленгликоля 96 %, готовые к применению охлаждающие жидкости «Тосол-А40»/«АМ40» (голубые, 53 %) и «Тосол-А65»/«АМ65» (красные, 63 %).


Тосол А-40


Готовые ОЖ отличались температурой начала кристаллизации (она вынесена в обозначение: -40 или -65 °С). Концентрат и жидкости с температурой застывания -65 °С, предназначенные для эксплуатации техники в полярных условиях, в розничную продажу практически не поступали. «Тосол-АМ» как вариант с улучшенной рецептурой и увеличенным сроком службы (3 года, или 60 000 км, вместо двух лет у «Тосола-А») был наиболее популярен.

Краситель ярко-голубого цвета, добавленный в «Тосол-А40», облегчал определение уровня жидкости в бачке и идентификацию утечек. Кроме того, он служил индикатором старения ОЖ: по мере выработки пакета присадок он менялся сначала на зеленый, затем на желтый, после чего обесцвечивался.

С 1990-х годов производство «Тосола-АМ» по оригинальной рецептуре был приостановлено. Само название ОЖ запатентовано не было, поэтому многие компании начали выпускать тосол по собственным рецептурам, далеко не всегда соответствующим стандартам качества.

В настоящее время «тосол» – не более, чем торговое обозначение, под которым различными производителями реализуются силикатные антифризы устаревшего типа.

Есть ли различия между тосолом и антифризом?


Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей. Тосол, по большому счету, является разновидностью антифриза или одной из его марок.


Основой любой охлаждающей жидкости являются спирты (этиленгликоль или менее токсичный полипропиленгликоль) и вода.

Разбираясь в отличиях тосола и антифриза, в первую очередь, стоит обратить внимание на набор их присадок.

В тосолах используются добавки на основе солей неорганических кислот (фосфаты, силикаты, нитраты, нитриты). С одной стороны, они защищают стенки патрубков и прочих элементов от коррозии, но в то же время оказывают пагубное воздействие на многие элементы системы охлаждения.

В состав антифризов входят присадки, изготовленные на основе солей органических кислот. Благодаря им ОЖ обладают антикоррозийиными, антикавитационными и антипенными свойствами. Силикаты при производстве антифризов не используются.


Тосол и антифриз


Тосолы образуют на металлических поверхностях защитную пленку толщиной не более 0,5 мм. Ее недостаток – низкая теплопередача, из-за чего жидкости достаточно быстро теряют способность охлаждать (через 30-40 тысяч километров). Кроме того, неорганические соли, которые содержатся в тосолах, образуют осадки, способные засорить радиатор.

Антифризы тоже образуют защитную пленку, но только на стенках, где чаще всего появляется коррозия. Благодаря этому теплопередача не нарушается. Антифризы не теряют своих свойств при большом пробеге (свыше 250 тысяч километров). Органические соли, содержащиеся в них, не образуют никакого осадка.


Существует мнение, что главное отличие антифриза от тосола – цвет. Однако это всего лишь миф, не имеющий обоснования. Хладагенты могут иметь абсолютно любой оттенок – зеленый, синий, желтый и т.д. Все зависит от креативности производителя и используемых красителей.


Сегодня принято отмечать синим или зеленым цветом жидкости на основе солей, а красным – на основе кислот. Но опять же – это не правило, а, скорее, закономерность.

Смешивание охлаждающих жидкостей

Антифризы разных классов могут иметь одинаковый цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании жидкостей одного производителя в конечном продукте может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.

При смешивании минерального и синтетического антифриза практически гарантирован мутный осадок, который будет скапливаться в охлаждающей системе. Со временем он забьет радиатор, остановит помпу и приведет к закипанию двигателя.

Если смешать антифризы одной категории, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться осадок.


Разные охлаждающие жидкости


Во избежание возникновения проблем с автомобилем специалисты не советуют экспериментировать со смешиванием антифризов, а если избежать этого не удается, то рекомендуют периодически промывать систему охлаждения.


Опыт показывает, что относительно безопасно и без последствий для двигателя могут смешиваться минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы с качественным универсальными жидкостями класса G12++.