Чтобы понять, для чего нужен ТОСОЛ и что это такое, немного окунемся в историю.

Для охлаждения двигателя внутреннего сгорания требуется специальная охлаждающая жидкость. В качестве такой жидкости долгое время использовалась обычная вода. Однако при отрицательных температурах она замерзает, поэтому в нее стали добавлять этанол или этиленгликоль.

Температура замерзания таких жидкостей гораздо ниже, чем у обычной воды. Температура кипения – несколько выше, и это тоже дает определенные преимущества. Однако в эксплуатационном плане смесь воды и спирта оставляла желать лучшего.

В ходе развития автомобильной промышленности и технологий появилась потребность в охлаждающих жидкостях более высокого уровня. Те средства, которые хорошо работали с чугунными двигателями, для новых сплавов оказались малопригодными.

Специальные антикоррозионные, антипенные и другие добавки (присадки) позволили поднять уровень эксплуатационных свойств охлаждающих жидкостей.


За рубежом такие материалы стали называть антифризами. В СССР был создан свой вариант охлаждающей жидкости – ТОСОЛ.

Что такое ТОСОЛ?

Тосол это разновидность антифриза – охлаждающей жидкости для автомобильных двигателей.

В составе ТОСОЛа так же, как и в большинстве традиционных зарубежных антифризов, содержится вода, этиленгликоль и специальные присадки. Эта ядовитая жидкость, в которую добавляется краситель, постоянно циркулирует в системе охлаждения, забирая и передавая для охлаждения избыточное тепло от двигателя к радиатору.

История создания ТОСОЛа

ТОСОЛ был разработан в Советском Союзе в конце 1960-х – начале 1970-х в качестве замены итальянскому антифризу Paraflu 11, который использовался в охлаждающей системе автомобилей ВАЗ.

ТОСОЛ был получен в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии. Его название произошло от первых букв названия отдела Технологий Органического Синтеза, который вел разработку. Окончание "ОЛ" было добавлено для обозначения принадлежности продукта к спиртам – ведь основой ТОСОЛа является именно спирт (этиленгликоль).


Аббревиатура ТОСОЛ стала торговым названием, а рецептура и технология производства была закреплена советским ГОСТом.

Помимо воды и этиленгликоля в состав ТОСОЛа вошла композиция противопенных и антикоррозионных присадок. Эту жидкость заливали в автомобили ВАЗ, сходящие с конвейера, и противопенные присадки смогли обеспечить качественное и быстрое заполнение системы охлаждения в заводских условиях.

ТОСОЛ производился строго по ГОСТу и по своим характеристикам не уступал лучшим антифризам зарубежного производства.

Слово ТОСОЛ было зарегистрировано в качестве торгового названия и стало обозначать антифриз советского производства со строго обозначенными составом и эксплуатационными качествами.


В 1990-х годах производство ТОСОЛа было прекращено.

Многочисленные предприятия и кооперативы под этим популярным торговым названием стали выпускать множество продуктов с самыми разными рецептурами. При этом контролировать производство и соответствие жидкостей стандартам качества оказалось просто некому. Большое количество подделок дискредитировали ТОСОЛ.

В настоящее время различные компании продолжают по многочисленным Техническим Условиям продолжают выпускать охлаждающие жидкости силикатного типа под торговым названием «ТОСОЛ». Состав и свойства этих продуктов не имеют ничего общего с оригинальными ТОСОЛами, выпускавшимися в СССР.

Так как в инструкциях к автомобилям ВАЗ ТОСОЛ был указан в качестве рекомендованной охлаждающей жидкости, многие автолюбители до сих пор предпочитают заливать в свои автомобили именно эти антифризы. Однако понять, какой ТОСОЛ лучше и какой производитель выпускает самые качественные жидкости, сейчас уже практически невозможно.

Маркировка ТОСОЛа

В советское время выпускалось несколько марок ТОСОЛа. Каждая из них имела свою маркировку

Концентрат ТОСОЛа (К) – жидкость голубого цвета для разведения водой и получения готового к применению продукта. Концентрация этиленгликоля в концентрате составляла около 96 %.

Тосол-А40
ТОСОЛ А40 ("А" – автомобильный) стал первым советским антифризом (голубого цвета), который обеспечивал круглогодичную эксплуатацию автомобилей. Температура его замерзания составляет -40 °С.

ТОСОЛ АМ40 ("АМ" – автомобильный модернизированный) имеет температуру замерзания -40 °С, но его состав был несколько модернизирован и уровень рабочих свойств был выше, чем у ТОСОЛа А40. Так, срок службы антифриза марки АМ40 был не 2, а 3 года. Жидкость также имела голубой цвет.

ТОСОЛ А65 красного цвета предназначался для автомобильной техники, работающей в условиях Крайнего Севера. Температура замерзания ТОСОЛа этой марки составляла -65 °С, а срок службы – 2 года.


ТОСОЛ АМ65 – улучшенная версия жидкости марки А65 с температурой замерзания -65 °С и сроком службы 3 года.

Антифризы ТОСОЛ А65 и ТОСОЛ АМ65, а также концентрат в свободную продажу практически не поступали.

Сейчас выпускается множество жидкостей, в названии которых присутствует слово "ТОСОЛ". ТОСОЛ -40, ТОСОЛ BS, ТОСОЛ А40М, ТОСОЛ GOSTIN и т.д. Насколько они соответствуют по свойствам оригинальным жидкостям – неизвестно.

Свойства ТОСОЛа

Любой антифриз характеризуется определенными эксплуатационными свойствами. Для его оценки обычно выбирают несколько самых главных характеристик.


Основные свойства ТОСОЛа описываются следующими характеристиками:

  • Температура замерзания

  • Температура кипения ТОСОЛа

  • Плотность ТОСОЛа

  • Срок службы


Надо заметить, что температуры кипения и замерзания можно полностью определить всего одним показателем. Зная плотность ТОСОЛа, можно совершенно точно указать, какой процент этиленгликоля в нем содержится, а это, в свою очередь, укажет на температурные свойства.

Готовый к применению современный ТОСОЛ А40 имеет температуру замерзания -40 °С, а температуру кипения около +108...+110 °С. Антифриз ТОСОЛ А65 для районов Крайнего Севера имел температуру замерзания -65 °С.

Срок службы у тосолов марок А40 и А65 составлял 2 года. Марки АМ40 и АМ65 имели увеличенный срок службы, который достигал 3 лет.


Интересное свойство, которым обладали оригинальные ТОСОЛы – способность изменять цвет в зависимости от выработанного ресурса.

Так, жидкости изначально голубого цвета в процессе эксплуатации постепенно становились зелеными, затем желтыми и в конце концов – бесцветными. Таким образом, автолюбителя, лишь взглянув на расширительный бачок, мог по цвету с уверенностью определить, не пора ли поменять жидкость.

Чем ТОСОЛ отличается от антифриза?

Для того, чтобы выявить отличия ТОСОЛа от антифриза, необходимо проанализировать их состав.

В настоящее время в Европе принято классифицировать антифризы в соответствии с системой, предложенной немецким автоконцерном Фольксваген.


Все антифризы согласно этой системе делятся на 5 классов:

  • G11 – жидкости с основой – этиленгликолем. В качестве присадок используются минеральные компоненты

  • G12 – Охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля с органическими (карбоксилатными) присадками

  • G12+ – жидкости с присадками органического и неорганического происхождения. Это позволило объединить достоинства силикатной и карбоксилатной технологий

  • G12++ – охлаждающие жидкости с пакетом органических присадок и присадок на минеральной основе

  • G13 – экологичные и безопасные охлаждающие жидкости на основе полипропиленгликоля и органическими присадками карбоксилатного типа 


Если мы проанализируем состав ТОСОЛа, то увидим, что он соответствует классу G11, то есть относится к силикатным антифризам. Отличие же от более современных жидкостей состоит в отсутствии в его составе присадок органического происхождения.

Что будет, если смешивать ТОСОЛ с водой?

Вопрос о том, можно ли смешивать тосол и антифриз с водой волнует уже не одно поколение автолюбителей.

Ответ на этот вопрос очевиден, так как в составе любого антифриза, готового к применению, уже имеется около 60 процентов воды.


Поэтому – да, можно!

Однако при смешивании следует все же следовать некоторым правилам.

Самое главное условие – при смешивании использовать только дистиллированную воду, в которой содержится минимальное количество примесей.


Зависимость температуры замерзания ТОСОЛа от концентрации этиленгликоля


Если для смешивания используется концентрат ТОСОЛа, то нужно помнить, что количество добавляемой воды очень сильно влияет на температуру замерзания и точку кипения получившегося антифриза.

Как можно увидеть из приведенного графика, минимальную температуру замерзания будет иметь жидкость, содержащая около 67 процентов этиленгликоля и около 33 - воды. А снижение концентрации этиленгликоля всего на 10 % приводит к повышению температуры замерзания почти на 20 градусов.

Поэтому, если вам надо долить жидкость в систему или предстоит полная замена ТОСОЛа, антифриз можно смело смешивать с водой. Если реальная концентрация этиленгликоля отличается от рекомендуемой, то обязательно учитывайте, насколько изменились рабочие свойства полученного ТОСОЛа.

Совместимость ТОСОЛа и антифриза

При доливке или замене ТОСОЛа часто встает вопрос о его совместимости с другими антифризами.

Так как большинство охлаждающих жидкостей для автомобилей изготавливаются на основе этиленгликоля, то их совместимость определяется остальными составляющими. Смешение несовместимых присадок может не только сократить срок службы антифриза, но и стать  причиной неисправностей системы охлаждения.

ТОСОЛ G11

Мы уже знаем, что в антифризах классов G12, G12+, G12++ и G13 используются органические присадки, которых не имеется в ТОСОЛе, кроме того, G13 изготовлен не на этиленгликоле, а на пропиленгликоле. Таким образом смешивать ТОСОЛ с жидкостями G12, G12+, G12++ и G13 не рекомендуется.

Ближе всего по ТОСОЛ по составу приближается к антифризам класса G11.

Однако, как мы уже отметили ранее, состав современных ТОСОЛов, изготовленных не по ГОСТу, может значительно отличаться от оригинальных. Именно по этой причине смешивать ТОСОЛ с антифризами G11 можно лишь в случае крайней необходимости при полной уверенности, что состав присадок в них одинаков.


Наилучшим вариантом при необходимости пополнения уровня жидкости в системе охлаждения будет доливка простой дистиллированной воды.