Многие автовладельцы сталкиваются с проблемой ухудшения производительности работы радиатора и системы охлаждения в целом. Однако не всегда это связано с качеством антифриза.

Определить состояние охлаждающей жидкости можно, установив специальный фильтр. Он позволяет в любой момент определить чистоту хладагента, а также задержать крупные частицы загрязнений, способные забить радиатор и каналы в ГБЦ двигателя.

Основная задача фильтра охлаждающей жидкости

Как и любое другое устройство в автомобиле, конвекторно-радиаторная система подвержена износу. Это проявляется внутренним окислением, появлением солевых отложений (накипи) и возникновением абразивных частиц из-за кавитационной коррозии.

Играет роль и химическое взаимодействие с добавками и присадками-кондиционерами, содержащимися в хладагенте, качество которого в значительной мере зависит от чистоты воды и концентрации антифриза.


Для купирования отрицательного воздействия загрязнений и поддержания нейтрального уровня pH применяют фильтр охлаждающей жидкости.


Фильтр охлаждающей жидкости


В его конструкции используются специальные материалы – ионообменные смолы и синтетические волокна. Они позволяют задерживать частицы размером до нескольких десятков микрометров. Эффективность современных устройств достигает 93-97 %.

Стандартный норматив моторесурса жидкостного фильтра составляет около 3000 часов, или более года эксплуатации. Разработаны монтажные комплекты для установки на двигатели, в которых изначально не предусмотрен вариант их размещения, однако свободный объем позволяет это сделать.

Преимущества использования специальных фильтров с присадками


Современные фильтры системы охлаждения не только очищают антифриз от примесей и нерастворимых частиц, но и восполняют расходуемый ресурс присадок. Они содержат антикоррозионные и противокавитационные присадки, рассеиватели накипи, а также стабилизаторы, которые противодействуют образованию гелей.


Пакет защитных присадок состоит, как правило, из нитритов, защищающих мокрую гильзу и циркуляционный насос от кавитации, ограниченного количества силикатов, которые борются с коррозией алюминия, толилтриазола, меркаптобензотиазола и других компонентов.

Активные фильтры для антифриза реагируют на старение охлаждающей жидкости. Когда ресурс защитных присадок истощается, изменяется водородный показатель (pH) антифриза. Рабочая жидкость становится коррозионно-активной, и, если она проходит через фильтр, его активные мембраны постепенно разрушаются, высвобождая капсулу с дополнительными присадками.

Свежая порция добавок попадает в антифриз и восстанавливает его защитные свойства. Когда обновленный ресурс присадок подходит к концу, активируется следующая «таблетка», и так до тех пор, пока не закончится срок службы фильтра (он различается в зависимости от модели).

Постепенное высвобождение позволяет избежать «передозировки». В результате не образуются гели, а узкие каналы системы охлаждения не забиваются осадком. Кроме того, заряженные фильтры для антифризов – это самый эффективный способ введения дополнительных присадок в систему, поскольку при самостоятельном добавлении жидких присадок трудно измерить уровень pH залитого антифриза и правильную дозировку жидких присадок.

Как выбрать фильтр для системы охлаждения?

Поскольку охлаждающие жидкости разных марок содержат разные композиции присадок, при выборе фильтра необходимо следовать рекомендациям производителей автомобиля и антифриза.

Активные фильтры для системы охлаждения – хороший способ продлить срок службы хладагента. Однако они подходят не для всех типов ОЖ.

Установка фильтра


Установка фильтра антифриза


Фильтр устанавливается на контур печки перед радиатором. В случае его засорения система охлаждения не будет испытывать негативных последствий.


Можно использовать фильтр от накипи для бойлера – его колба способна выдержать нагрев до +105 °С.

Вместо штатного картриджа необходимо установить обрезанный фильтрующий элемент от магистрального фильтра.

В корпус фильтра монтируются латунные уголки, а в них вкручиваются штуцеры подходящего размера. На штуцеры натягиваются шланги и поджимаются штатными хомутами.

После запуска циркуляции антифриза воздух из фильтра выпускается путем ослабления хомутов на шланге.