Охлаждающая жидкость (антифриз) защищает автомобильный двигатель от перегрева. Она не застывает при низких температурах и оберегает стенки силового агрегата от разрушающего влияния внешней среды.


Чтобы антифриз эффективно выполнял свои функции, периодически его нужно менять. Рассмотрим, как часто это делать и как проводить процедуру замены.

Периодичность замены охлаждающей жидкости

Срок службы антифриза зависит от его типа, модели автомобиля, а также от условий его эксплуатации.

Для силикатных охлаждающих жидкостей (G11) интервал замены составляет от 60 до 120 тысяч километров пробега, для карбоксилатных (G12) – около 250 тысяч км, а для лобридных (G13) – свыше 250 тысяч.

Автопроизводители дают свои рекомендации относительно того, когда менять антифриз. Например, концерны Фольксваген и Дженерал Моторс дают пожизненную гарантию на жидкость, залитую на заводе. Форд более «скромен» и советует обновлять ОЖ после 240 000 км пробега. У Мерседес, БМВ и Митсубиси рекомендации схожи: 4-5 лет эксплуатации.


Заливка антифриза


Также стоит отметить, что в автомобилях с изношенными двигателями антифриз требует более частой замены, чем в новых – каждые 40-50 тыс. км. Это связано с большим количеством очагов коррозии. Нейтрализуя их, жидкость вбирает в себя частички ржавчины и теряет полезные свойства намного быстрее.

Внеплановое обновление антифриза осуществляется при любых ремонтных работах в системе охлаждения, а также в тех случаях, когда жидкость пришлось разбавлять водой или составами другого типа.

Порядок проведения процедуры

Справиться с заменой антифриза самостоятельно под силу каждому автовладельцу. Порядок выполнения процедуры следующий.

Автомобиль нужно выставить на горизонтальную площадку и дать ему остыть – в противном случае есть риск получить ожог в процессе работы, так как температура жидкости в радиаторе, расширительном бачке, блоке цилиндров и других элементах может достигать 90-96 °С.

Антифриз сливают, открыв сливное отверстие. Если в конструкции автомобиля не предусмотрена отдельная точка слива (так бывает во многих машинах российского производства), потребуется отсоединить самый нижний патрубок радиатора.

Настоятельно рекомендуется удалять антифриз полностью, особенно если новый другого класса. Для этого необходимо закрыть расширительный бачок, оставив сливное отверстие или патрубок открытыми, а затем завести двигатель и включить печку.

После нескольких минут работы силовой агрегат глушат, так как более длительная эксплуатация без охлаждающей жидкости чревата перегревом и деформацией отдельных элементов.

Если антифриз продолжает капать из сливного отверстия, процедуру необходимо повторить спустя некоторое время, чтобы создать дополнительное давление для его выгона.


Слив антифриза


При необходимости, которая может возникнуть, к примеру, при сильном загрязнении системы охлаждения или переходе на новый класс ОЖ, ее промывают дистиллированной водой. Это помогает устранить остатки старого хладагента.

Перед заливкой свежего антифриза сливное отверстие закрывают (патрубок устанавливают на место). Открывают крышку расширительного бачка и заполняют его жидкостью до максимальной отметки.

Затем включают печь, заводят двигатель и оставляют на некоторое время, чтобы антифриз хорошо распределился по системе. После этого проверяют уровень жидкости в бачке.

Через несколько дней интенсивной эксплуатации автомобиля осуществляют контрольную проверку уровня ОЖ и при необходимости доливают ее до нужного объема.

Последствия использования непригодного антифриза

Основу охлаждающей жидкости (ОЖ) составляют этиленгликоль (реже пропиленгликоль), вода и присадки, придающие составу дополнительные свойства.


Со временем присадки теряют свои свойства, в результате чего антифриз постепенно превращается в мутноватый раствор ржавого цвета, который плохо отводит тепло и может серьезно навредить двигателю.


Регулярный перегрев силового агрегата приводит к снижению его мощности и увеличению потребления топлива.

Жидкость, смешанная с частицами коррозии и продуктами износа трущихся деталей, негативно влияет на металлические поверхности (например, может вызвать перфорацию радиатора, разрушение термостата или крыльчатки помпы).

Осадок, присутствующий в отслужившем антифризе, забивает каналы системы охлаждения и мешает нормальной циркуляции жидкости.