Охлаждающая система автомобиля отвечает за поддержание правильного температурного режима при работе двигателя. Регулярное обслуживание системы, заключающееся в своевременной замене антифриза, позволяет предотвратить возможные неисправности и увеличить срок эксплуатации силового агрегата.

Читайте дальше и убедитесь, что заменить охлаждающую жидкость несложно своими руками.

Зачем менять антифриз?


Регулярная диагностика уровня и состояния охлаждающей жидкости, а также ее замена в установленные автопроизводителем сроки позволяет избежать:

  • Коррозии деталей системы охлаждения
  • Нарушения теплообмена в двигателе
  • Перегрева силового агрегата (и как следствие – повышения расхода топлива и снижения мощности мотора)
  • Образования нерастворимого осадка внутри системы (обычно этим «страдают» антифризы с силикатными компонентами)
  • Появления трещин на поверхностях расширительного бачка и патрубках
  • Эрозийных процессов кавитационного типа (без защитной пленки, которую создает антифриз, внутренние поверхности системы повреждаются в момент схлопывания пузырьков газа)

Следы коррозии на элементах радиатора

Порядок замены охлаждающей жидкости


Для правильной работы системы охлаждения современного автомобиля требуется около 6-8 л охлаждающей жидкости. Именно столько антифриза вам понадобится для его полной замены.


В самой процедуре нет ничего сложного, поэтому провести ее можно самостоятельно. Рассмотрим, как заменить антифриз, подробнее. 


Для этого вам понадобятся:

  • Отвертки и ключи
  • Емкости для слива отработки
  • Воронка
  • Дистиллированная вода для промывки системы
  • Новая охлаждающая жидкость

Так как компоненты антифриза токсичны, перед началом работы обязательно наденьте прорезиненные перчатки. Установите автомобиль на смотровую яму или эстакаду. Отключите аккумулятор и дождитесь, пока двигатель остынет.

При полной замене антифриз нужно будет удалить из радиатора, блока цилиндров, расширительного бачка и отопителя (печки).

Для начала ослабьте или полностью снимите пробку расширительного бачка (он связан с радиатором резиновым шлангом, на крышке обычно написано Coolant). Это позволит жидкости вытекать быстрее.

Удалить отработку из радиатора проще всего: в его нижней части предусмотрен специальный сливной кран. Подставьте под него емкость и открутите крышку.


Слив антифриза


Слейте антифриз из блока цилиндров – найти сливной болт двигателя поможет инструкция к автомобилю.

Расширительный бачок нужно полностью демонтировать и промыть.

Чтобы выгнать остатки старого антифриза из отопителя, промойте систему охлаждения дистиллированной водой. Предварительно заверните все пробки (сливной кран радиатора, болт на двигателе). Медленно влейте воду в радиатор (по желанию можно добавить также специальный очиститель), установите отопитель на режим максимально горячего обдува и запустите двигатель на 10 минут. Слейте смесь из радиатора.

Подождите, пока силовой агрегат остынет, и только потом приступайте к заливке свежего антифриза.

Сегодня большинство охлаждающих жидкостей продаются уже готовыми, то есть разбавленными для заданной морозостойкости. Обычно это -40 или -50 °C, что вполне достаточно для российского климата.


Антифриз в расширительный бачок заливайте как можно медленнее, чтобы не завоздушить систему. Для удобства используйте воронку


Когда жидкость потечет из выпускного воздушного отверстия, которое предусмотрено в отопительном шланге, замена считается завершенной.

После окончании процедуры убедитесь в отсутствии течей, проверьте работу печки и в течение нескольких дней контролируйте температуру двигателя. На следующий день после замены стоит посмотреть, не изменился ли уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе (на холодном двигателе). Если потребуется, долейте антифриз.


Доливка антифриза

Периодичность проведения процедуры

Интервал замены охлаждающей жидкости зависит от многих факторов: технического состояния машины, марки и состава самого хладагента, а также от того, какие средства использовались ранее.

Антифризы с силикатными присадками служат 2-3 года, комбинированные составы – 3-5 лет, средства с карбоксилатной основой имеют самый большой ресурс – более 5 лет.


Замена антифриза может потребоваться раньше срока в случаях, если:

  • Он начал пениться
  • Цвет жидкости изменился – стал темным или "ржавым"
  • Антифриз изменил консистенцию: стал слишком густым, похожим на желе
  • Производится ремонт двигателя
  • Нарушена герметичность системы охлаждения, и антифриз вытекает
  • Планируется переход на жидкость другого класса

Выбор антифриза

При покупке охлаждающей жидкости лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителя. В руководстве по эксплуатации четко указано, какие именно антифризы могут использоваться в системе охлаждения двигателя того или иного автомобиля.

Если по каким-либо причинам приобрести их невозможно, необходимо выбирать средство, максимально близкое по составу и характеристикам к заводскому.

Что можно использовать вместо антифриза?

Если в ходе эксплуатации автомобиля герметичности системы охлаждения нарушается, антифриз вытекает и двигатель начинает перегреваться.

Чтобы добраться до автомагазина, гаража или станции техобслуживания, в систему можно долить воду (лучше дистиллированную). Однако помните, что температура замерзания смеси при этом увеличится, и заменить ее нужно как можно скорее, особенно зимой.