Антифриз – это охлаждающая жидкость для автомобилей, которая не замерзает при низкой температуре. Многие автовладельцы подходят халатно к выбору ОЖ и, порой, заливают что попало. Это приводит к тому, что эффективность отвода тепла от двигателя падает и мотор начинает перегреваться.


Чтобы мотор работал бесперебойно и не перегревался, следует использовать качественный и правильно подобранный антифриз.

Что такое антифриз?

Как уже было сказано выше, антифризы – это жидкости, которые не замерзают при низких температурах и предназначены для работы в системе охлаждения автомобиля. Состав антифриза включает в себя этиленгликоль (до 65 %) и воду ( до 35 %). Присадки в антифриз добавляют с целью придания жидкости защитных свойств. Это могут быть ингибиторы коррозии, антипенные, антикавитационные компоненты и т.д.


Лукойл ТОСОЛ СУПЕР


В России отдельно принято выделять Тосол, но это не правильно. Тосол – это всего лишь название антифриза, который был разработан в 60-х годах прошлого века в СССР для автомобилей ВАЗ. Так как эта марка не была зарегистрирована в качестве торговой, ее применяют практически все отечественные производители охлаждающих жидкостей.

Со временем название "Тосол" превратилось в нарицательное имя и стало применяться к любым охлаждающим жидкостям. Также автовладельцы глубоко убеждены в том, что "Тосол" применим исключительно к отечественным автомобилям, а антифриз – к иномаркам.

Система охлаждения

Основная задача системы охлаждения – отвод тепла от двигателя, который нагревается в процессе работы.


Помимо этого система охлаждения в современных автомобилях выполняет следующие функции:

  • Охлаждает масло в АКПП
  • Охлаждает воздух в системе турбонаддува
  • Охлаждает отработавшие газы в системе рециркуляции
  • Охлаждает масло в системе смазки
  • Нагревает воздух в системе кондиционирования, вентиляции и отопления

По способу охлаждения различают жидкостную, воздушную и комбинированную системы. В жидкостной системе тепло отводится от нагретых частей двигателя потоком жидкости. В воздушной системе для этого используется поток воздуха. В комбинированной системе объединены жидкостные и воздушные системы.


Наибольшее распространение получила система жидкостного типа. Она равномерно и эффективно охлаждает двигатель, а также создает меньше шума при работе.


Радиатор


В жидкостную систему входят масляный радиатор, радиатор охлаждающей жидкости, вентилятор радиатора, центробежный насос, расширительный бачок, термостат и рубашка охлаждения двигателя.

Автомобильный антифриз принудительно циркулирует по системе благодаря центробежному насосу (помпе) через рубашку охлаждения двигателя. Жидкость может перемещаться продольно – от первого цилиндра к последнему, или поперечно – от выпускного коллектора к впускному.

Циркуляция происходит по малому или большому кругу. Это зависит от температуры. При запуске ДВС сам мотор и антифриз холодные, поэтому жидкость движется по малому кругу в обход радиатора. Термостат при этом находится в закрытом положении.

Помере того, как жидкость нагревается, термостат открывается и антифриз начинает движение уже по большому кругу через радиатор, где уже она охлаждается потоком воздуха. Затем остывшая жидкость вновь перемещается в рубашку охлаждения мотора.


В ходе работы двигателя данный цикл многократно повторяется.

Основные категории антифризов

В мире антифризы принято разделять на 3 категории: G11, G12, G13. Данную классификацию разработал автомобильный концерн Volkswagen Group для самого себя. Разберем по порядку, что из себя представляет каждая категория.


Антифриз G11


В данную группу входят охлаждающие жидкости, изготовленные на основе силикатов. В качестве антикоррозионных присадок здесь применяют неорганические компоненты или их комбинации: нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.


Антифриз FELIX G11


Такие присадки образуют на внутренних поверхностях системы охлаждения защитный слой, который обеспечивает ее защиту от разрушения. Но, в то же время, он значительно снижает теплоотдачу, что негативно сказывается на работе мотора. Помимо этого, со временем этот слой разрушается и осыпается, что ведет к засорению и разрушению системы.

Но не следует делать выводов о том, что антифриз G11 непригоден для систем охлаждения. Если производить его замену раз в 2 года, то подобных проблем не возникнет.


Силикатные антифризы имеют следующие обозначения на упаковке:

  • IAT (Inorganic Acid Technology)
  • Conventional coolants
  • Traditional coolants
  • G11

Иногда можно встретить такие материалы вообще без каких-либо обозначений.


Антифриз G12


Следующим этапом развития охлаждающих жидкостей являются антифризы G12 (карбоксилатный). Они изготавливаются на основе органических кислот. Антикоррозионными присадками здесь выступают карбоновые кислоты.


Антифриз LUXE G12


Отличительная особенность таких присадок является то, то они не образуют защитного слоя в системе, а работают лишь там, где возникает коррозия. Образуемый защитный слой не превышает 1 микрона.

Те минусы, которые присущи силикатным жидкостям, в карбоксилатных превратились в плюсы. Антифризы G12 обладают очень высокой теплоотдачей, не образуют осадка, а их срок службы составляет от 3 до 5 лет.

Но они не лишены и минусов. Антикоррозионные присадки здесь начинают работать лишь тогда, когда уже возникли очаги коррозии в системе.


Карбосилатные антифризы имеют следующие обозначения:

  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
  • Carboxiliate coolants
  • G12

Чтобы устранить основной недостаток антифризов G12 производители решили объединить силикатную и карбоксилатную технологии. Результатом этого стал антифриз G12+, или как его еще называют – гибридный. Помимо органических карбоксилатных присадок они содержат неорганические. При этом в каждой стране отдается предпочтение определенному неорганическому компоненту: в Европе это силикаты, в США – нитриты, а в Японии – фосфаты.


Антифризы G12+ обозначаются следующим образом:

  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
  • Hybrid coolants

В 2008 году появился новый тип антифриза – G12++, в котором органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Все 3 группы антифризов - это разновидность технологии органических кислот, которая называется лобридной. Она обозначается как SOAT coolants и Lobrid coolants.


Антифриз G13


Антифриз G13 был разработан в 2012 году. Его принципиальное отличие от предыдущих жидкостей в том, что он изготовлен на основе пропиленгликолевой среды, которая, в отличие от ядовитой этиленгликолевой, безвредная и экологически чистая.


Антифриз Motul G13


На этом различия и заканчиваются. По своим характеристикам G13 кроме экологической безопасности, ничем не отличается от антифриза G12++.

Какую роль играет цвет?

Цвет антифриза никак не влияет на его рабочие свойства, так как изначально все такие жидкости бесцветные. Производители подкрашивают их для того, чтобы жидкость отличалась от прочих жидкостей, в том числе алкогольных.

Также не существует четкой классификации антифризов по цвету. Поэтому нельзя сказать, например, что желтый антифриз изготовлен на основе силикатной технологии. Любой производитель охлаждающих жидкостей может окрасить свой продукт в абсолютно любой цвет.


Существует лишь общепринятая практика применение цвета, которой придерживается большинство крупных производителей:

  • G11 - антифризы зеленого, синего или сине-зеленого цвета
  • Все G12 - красного цвета со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого
  • G13 - розовые или фиолетовые, но могут быть окрашены в любой цвет

Смешивание антифризов различных типов

Одинаковые по цвету антифризы смешивать категорически запрещено, так как под одним и тем же цветом, например зеленым, могут быть совершенно разные жидкости.


А вот антифризы, состав которых одинаковый, смешивать можно.


Основной критерий совместимости – присадки, которые входят в состав охлаждающей жидкости. У двух продуктов они хоть и могут быть одинакового назначения, но если есть различие по их природе, то смешение запрещено. Например, в составе каждой жидкости присутствуют ингибиторы коррозии. В одних материалах они силикатные или фосфатные, а в других - карбоновые кислоты.

При смешении таких материалов произойдет химическая реакция, продуктами которой будет осадок или хлопья, а полученная смесь не будет работоспособной. Если вы намерены смешать 2 разных антифриза, убедитесь в том, что природа содержащихся в них присадок одинакова.

Среди производителей охлаждающих жидкостей существует общепринятая схема, согласно которой можно узнать, какие антифризы можно смешивать между собой.


Также нужно быть осторожными при смешивании антифризов различных марок.

Правила подбора охлаждающей жидкости для автомобиля

В целом, если хоть мало-мальски разобраться, подбор антифриза не составит большого труда. Как правило, узнать, какой антифриз подходит для конкретной модели можно у производителя или его официально дилера. Также стандарты охлаждающей жидкости автопроизводители прописывают в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Но есть несколько нюансов, которые лучше запомнить.


Заправка охлаждающей жидкости


Прежде всего, не стоит доверять рекламным буклетам и тексту на этикетках о том, что антифриз соответствует требованиям и спецификациям иностранных автопроизводителей. Например, на этикетке упомянуто соответствие BMW и Opel-GM. В действительности это невозможно для одного продукта, так как для BMW подходят гибридные, а для Opel – карбоксилатные. Одновременно эти требования выполняться не могут.


Только сам автопроизводитель может подтвердить, соответствует ли тот или иной антифриз требованиям, а верить красивым словам на этикетках не стоит.


Если вы не уверены в том, какая жидкость залита в систему охлаждения, не стоит экспериментировать и лить какую попало. Лучшим решением будет полная замена антифриза. И выбирать его нужно основываясь на класс допуска, указанный на канистре или в руководстве по эксплуатации транспортного средства.