По составу пакетов присадок автомобильные охлаждающие жидкости делятся на четыре типа: традиционные, гибридные, карбоксилатные и лобридные. Рассмотрим их подробнее, выделив отличительные черты каждого, а также назовем преимущества карбоксилатных антифризов.
Традиционные и гибридные антифризы
К традиционным относят охлаждающие жидкости, произведенные по так называемой неорганической технологии. В качестве присадок в них используются различные комбинации солей неорганических кислот: силикатов, фосфатов, аминов, боратов, нитритов, нитратов. В технической литературе традиционные антифризы обозначаются как «traditional», «conventional» или «IAT» (Inorganic Acid Technology).
В процессе эксплуатации ингибиторы, содержащиеся в вышеназванных жидкостях, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения. Созданная пленка препятствует непосредственному контакту металла с водно-этиленгликолевой смесью – таким образом удается остановить коррозию. Однако из-за того, что защитный слой сплошной, ухудшается теплообмен и снижается эффективность охлаждения двигателя. Именно это стало основной причиной отказа от традиционных антифризов за рубежом – сегодня там они практически не выпускаются. Да и в России вместе с развитием автомобилестроения и появлением мощных силовых агрегатов спрос на такие жидкости значительно уменьшился.
Гибридные охлаждающие жидкости, разработанные в начале 1990-х годов, почти вытеснили традиционные. Свое название они получили благодаря присутствию в составе пакета присадок солей карбоновых и неорганических кислот. По совокупному действию эти вещества эффективнее чистой неорганики, однако обладают (в меньшей мере, но все же) их недостатками.
В технической литературе гибридные антифризы обозначают HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C).
Стоит отметить, что состав гибридных жидкостей зависит от места их производства и технических требований к антифризам. Например, в европейских гибридных ОЖ в качестве неорганических составляющих всегда используют силикаты, в японских и корейских – фосфаты, а в американских – нитриты.
Карбоксилатные антифризы
Карбоксилатные антифризы, разработанные в середине 90-х годов 20 века, считаются оптимальными как по свойствам, так и по сроку эксплуатации. Сегодня большинство автозаводов и сервисных станций используют именно их для заливки в автомобили.
Основу пакета присадок карбоксилатных жидкостей составляют соли алифатических карбоновых кислот: капроновой, каприловой, себациновой, бензолкарбоновой, гександионовой, бутандионовой, фталевой и др. В составе данных антифризов полностью отсутствуют неорганические вещества: амины, бораты, нитриты, нитраты, силикаты, фосфаты. Благодаря этому они не образуют осадков, гелей и отложений.
Главное преимущество карбоксилатов в том, что они не покрывают все поверхности системы охлаждения сплошным защитным слоем, а воздействуют только на потенциальные очаги коррозии, точечно. Причем толщина создаваемой пленки не превышает 1 микрона.
Благодаря вышеназванным особенностям присадки в карбоксилатных антифризах «расходуются» гораздо дольше, чем в других жидкостях, а охлаждают двигатель такие составы намного эффективнее. Кроме того, карбоксилаты стабильны при высоких температурах (до +135 °С и выше), что очень актуально для современных высокооборотистых двигателей.
Среди других преимуществ карбоксилатных антифризов:
- Низкий температурный порог замерзания
- Высокие значения теплоемкости и теплопроводности
- Стабильная вязкость (особенно это актуально в зимний период)
- Малое пенообразование (снижение вероятности образования паровых пробок)
- Совместимость с материалами комплектующих моторного отсека: шлангов, уплотнителей и др.
Период службы карбоксилатов составляет 5 и более лет, средний пробег между заменами жидкости – 250 тысяч км в легковых автомобилях и 650 тысяч в грузовых.
В технической литературе карбоксилатные антифризы обозначаются следующими терминами: OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F с 2006 года).
Лобридные антифризы
В 2005 году были разработаны новые лобридные антифризы, удовлетворяющие требованиям спецификации VW TL 774-G (G12++). Они заняли промежуточное положение между гибридными и карбоксилатными.
Пакет присадок лобридных жидкостей включает, в основном, карбоксилаты и небольшое количество (не более 10 %) неорганических компонентов – силикатов (у европейских производителей) или фосфатов (у азиатских компаний).
Общепринятого названия у антифризов данного типа нет. Сами разработчики именуют его по-разному: Lobrid, SOAT, Si-OAT, P-OAT и др.
Кроме Volkswagen такие антифризы в новых моделях автомобилей применяет группа PSA (Peugeot-Сitroen), концерны Hyundai-KIA и Mitsubishi (в некоторых модификациях после 2011 года выпуска)
Связан ли цвет антифриза с его типом?
Подавляющее большинство автолюбителей имеет неправильное представление о связи типа антифриза с его окраской. На самом деле мнение о том, что по цвету жидкости можно определить ее вид, ошибочно.
Цвет антифриза – не что иное как цвет красителя, который выбирает производитель. Главная цель окрашивания – облегчить определение уровня жидкости в расширительном бачке и идентифицировать места ее утечек (если краска флуоресцентная).
Некоторые производители добавляют определенный краситель, чтобы их продукция была узнаваемой. Например, Ford использует оранжевый, Volkswagen фиолетовый, а Volvo желтый.
При всем этом в мире не существует никаких стандартов по привязке цвета к типу антифриза. Одинаковые внешне жидкости могут иметь совершенно разный состав и не допускают смешивания между собой. Напротив, антифризы одного типа никто не запрещает окрашивать в разные цвета и продавать под разными названиями.
Если провести анализ жидкостей известных фирм, то некую тенденцию все же можно заметить: традиционные чаще всего имеют синюю (голубую) окраску, гибридные – зеленую, синюю или бирюзовую, карбоксилатные и лобридные – красную, оранжевую или желтую.
Подчеркнем, что это только тенденция и нередки исключения из правил: например, лобридный антифриз Freecor DSC для моделей Peugeot-Citroen имеет синюю окраску, а жидкость такого же типа для Hyundai-Kia под названием Crown LLC A-110 зеленого цвета.
Именно поэтому при выборе антифриза следует ориентироваться на тип жидкости, применяемой в конкретной модели автомобиля, а если он не указан – опираться на рекомендации автопроизводителя, его допуски и спецификации. Как правило, эта информация указана в руководстве по эксплуатации или технической документации.