Многие автовладельцы ошибочно полагают, что к жидкости в системе охлаждения двигателя требования невелики – зимой она не должна замерзать, а летом pакипать. Однако этим список требований к охлаждающей жидкости далеко не исчерпывается.


Чтобы не пришлось менять потекший радиатор или вышедшую из строя помпу, к выбору антифриза нужно подходить серьезно.


антифриз
Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. Antifreeze переводится с английского как "незамерзающий" (freeze – замерзать, застывать, замораживать).

Тосол – это антифриз российского производства. Само слово "тосол" является аббревиатурой названия отдела "Технология органического синтеза" (ТОС) Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии, где он был разработан в 1971 г. Окончанием "ол" в химии обозначают принадлежность вещества к группе спиртов.


Антифриз состоит из этилен- или пропиленгликолевой основы и пакета антикоррозионных, противопенных, стабилизирующих присадок.

Этиленгликоли представляют собой низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов. Чистый этиленгликоль – это сладковатая на вкус маслянистая жидкость с температурой кипения 196°С и температурой замерзания -12,3°С. Присадки в антифризы вводят для исключения их агрессивности по отношению к резине и металлам и улучшения смазывающих свойств.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Сертификация антифризов необязательна. Импортные антифризы, в основном, соответствуют нормам ASTM и SAE5. Они регламентируют свойства концентратов и антифризов, исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации.

Для легковых автомобилей и малых грузовиков предназначены этиленгликолевые антифризы стандартов ASTM D 3306 и ASTM D 4656; для двигателей, работающих в тяжелых условиях (длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п.) – антифризы ASTM D 4985 и ASTM D 5345.

Авторитетен стандарт AFNOR (Французская ассоциация стандартизации) NFR 15-601 BASF. Кроме общих стандартов, многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Их достаточно много и перечислять их в данной статье не имеет смысла. Очень популярна система нормативов G концерна Volkswagen, разделяющая антифризы по цвету.


Стандарты производителей автомобилей запрещают вводить в антифриз антикоррозионные присадки (ингибиторы коррозии), содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимые концентрации силикатов, буры и хлоридов.

Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенны (провоцируют онкологические заболевания). Фосфаты, силикаты, бораты в процессе работы покрывают внутреннюю поверхность радиатора ровным слоем накипи, значительно снижая не только вероятность коррозии, что само по себе хорошо, но и теплообмен, что гораздо хуже.

Многие зарубежные производители охлаждающих жидкостей вместо силикатных присадок используют карбоксилатные. Эти присадки не покрывают поверхность накипью, а локализуют только места появления ржавчины, существенно не снижая теплоотдачу.

Антифриз поменял цвет
Срок службы антифриза указывается на его упаковке и сопоставляется со сроком замены, рекомендованным производителем автомобиля.

Интервал замены антифриза составляет 2-5 лет. Рабочий ресурс напрямую зависит от его качества и пробега автомобиля.

Старение антифриза происходит особенно интенсивно, когда в систему охлаждения просачиваются отработанные газы или подсасывается воздух.


Поэтому за состоянием охлаждающей жидкости нужно следить постоянно.

Следует регулярно проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов.

На внутренней стороне горловины расширительного бачка может образоваться желеобразная масса, при температуре окружающей среды минус 10-15°С заметно помутнение, выпадение осадка, более частое срабатывание вентилятора.


Если вследствие коррозии антифриз поменял цвет на рыжий, его нужно срочно менять, независимо от того, сколько времени он прослужил.


Помимо визуального осмотра необходимо периодически измерять плотность антифриза. Замены производятся не обычным спиртометром, а специальным прибором – ареометром.

Некоторые автовладельцы заливают концентрированный антифриз без разбавления водой. Это неправильно. Неразбавленный концентрат состоит приблизительно на 95 % из этиленгликоля (или пропиленгликоля) и на 5 % из воды с пакетом присадок. Учитывая, что температура замерзания этиленгликоля -12,3 °С, температура замерзания концентрата будет в пределах -13-14°С. Таким образом, при температуре -15 °С концентрат замерзнет.

Необходимо отметить еще одну особенность антифриза – даже при очень низких температурах с антифризом ничего не произойдет, так как при замерзании он не расширяется и не образует льда. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде этиленгликоля. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя.


Даже после кристаллизации раствора существенных изменений не происходит, поскольку коэффициент увеличения объема у антифриза гораздо ниже, чем у воды, и механическим повреждениям радиатор подвержен не будет. После запуска двигателя антифриз быстро переходит в жидкое состояние.