Вспенивание антифриза в расширительном бачке может быть вызвано разными причинами. Чаще всего это следствие использования некачественной или неподходящей охлаждающей жидкости.

Однако в некоторых случаях появление пены в антифризе – результат повреждения прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) или нарушения в работе самого блока.


Рассмотрим причины и следствия вспенивания охлаждающей жидкости подробнее.

Причины появления пены в расширительном бачке

Не все, особенно начинающие, водители могут понять, почему пенится антифриз в расширительном бачке.

Зачастую это результат покупки низкокачественной охлаждающей жидкости. Воздух, присутствующий в расширительном бачке, контактирует с ее химическими элементами, в результате чего антифриз начинает пузыриться. Цвет жидкости при этом часто становится буро-коричневым.

К вспениванию хладагента может привести также деформация прокладки ГБЦ.


Трещина в прокладке ГБЦ


В нормальном состоянии она не позволяет воздуху и влаге попадать в блоки, тем самым защищая их от коррозии и обеспечивая нужное давление. Как только прокладка повреждается, появляется пена, сопровождаемая дымным выхлопом и повышенной температурой двигателя. Единственный вариант в этом случае – обращение на СТО.


Наиболее опасная причина вспенивания антифриза – неисправность блока цилиндра. Из-за деформации прокладки ГБЦ перегревается, на ней появляются трещины, куда заливается образовавшаяся пена.


Помочь решить эту проблему может только капитальный ремонт функционального узла. Придется устанавливать не только новую ГБЦ, но и менять весь блок. Стоимость работ может доходить до 30-50 % от цены автомобиля.

Способы удаления пены

Удалить пену из расширительного бачка можно разными способами. Стоит отметить, что серьезное вмешательство требуется далеко не всегда.


Если причиной вспенивания стал некачественный антифриз, достаточно выполнить простые действия:

  • Удалить жидкость
  • Залить в расширительный бачок специальное промывочное средство или дистиллированную воду с лимонной кислотой
  • Несколько раз завести двигатель
  • Очистить трубы, радиатор и другие детали, покрытые налетом
  • Залить оригинальный антифриз, соответствующий рекомендациям автопроизводителя

На выполнение этих несложных действий потребуется около 3-4 часов.

Несколько иначе придется поступить в том случае, если причина поломки – повреждение ГБЦ или нарушение работы самого блока цилиндров. Скорее всего, без вмешательства опытного специалиста и крупных трат обойтись не получится.

Чем грозит вспенивание охлаждающей жидкости?

Если причиной вспенивания антифриза стало повреждение прокладки ГБЦ, есть три варианта развития событий с различной степенью опасности для двигателя.

Во-первых, отработавшие газы из цилиндров начнут проникать в систему. Из-за того, что давление в камере сгорания будет выше, чем в системе охлаждения, в «рубашку» попадут выхлопные газы. При этом будет наблюдаться падение уровня антифриза и характерное парение из выхлопной трубы.

Проблема проявит себя систематическим перегревом двигателя из-за газовых пробок. Пена в бачке будет похожа на пузырение мыльной воды. Антифриз слегка потемнеет, но не потеряет прозрачности и своих рабочих свойств.

Вторым и более опасным последствием деформации прокладки ГБЦ может стать пересечение контуров систем охлаждения и смазки. Начнется взаимное проникновение антифриза и моторного масла. В результате активного смешивания воды, этиленгликоля, масла и мелких пузырьков воздуха будет образовываться бежевая или коричневая маслянистая эмульсия.


Эмульсия в расширительном бачке


В особо запущенных случаях она начнет выдавливаться через паровой клапан в пробке расширительного бачка, будет скапливаться под клапанной крышкой и на щупе. Уровень масла при этом вырастет.

Эта поломка опасна тем, что одновременно страдают две жизненно важные для двигателя системы. При этом смазывание нагруженных узлов ухудшается, а теплообмен падает.


К самым серьезным и непредсказуемым последствиям может привести прогорание прокладки в нескольких местах. Когда все три раздельных контура переплетаются между собой, может произойти все, что угодно: начиная от появления пены в расширительном бачке и заканчивая гидроударом.


Гидроудар – явление, связанное со скапливанием большого количества антифриза или любой другой жидкости в цилиндре. Жидкость не позволяет поршню подняться до верхней мертвой точки, так как является несжимаемой средой. В лучшем случае двигатель при этом не запустится, в худшем – согнется шатун. Такое явление чаще наблюдается в объемных V-образных двигателях, редко – в малолитражных рядных силовых агрегатах.

Профилактические меры

Если вы хотите избежать серьезных расходов, то должны заботиться о состоянии системы охлаждения.


Вот несколько советов, которые помогут предотвратить возникновение неполадок:

  • Своевременно меняйте антифриз
  • Обращайте внимание не на страну производства охлаждающей жидкости, а на ее состав и характеристики
  • Не покупайте подозрительно дешевые антифризы с признаками явного контрафакта
  • При вспенивании жидкости как можно быстрее обращайтесь к специалистам для выяснения и устранения причин