Охлаждающая жидкость (тосол или антифриз) является неотъемным расходным материалом каждого автомобиля.
Хладагенты красного, синего, зеленого и других цветов различаются по составу и набору присадок. Однако далеко не все антифризы сохраняют свою первоначальную окраску в течение всего срока службы.
Распространена ситуация, когда уже через несколько дней после заливки охлаждающая жидкость темнеет, вскипает и пенится, чем доставляет водителю серьезные неприятности.
В данной статье мы ответим на вопрос «Почему антифриз стал ржавого цвета?» Рассмотрим, с чем связана эта проблема и как ее избежать.
Основные причины, по которым антифриз может потемнеть
Чаще всего изменение цвета антифриза обусловлено его несвоевременной заменой. В результате долгого использования охлаждающая жидкость теряет свои свойства, и ее потемнение свидетельствует об этом в первую очередь.
Антифриз может приобрести коричневый цвет раньше окончания срока службы по нескольким причинам.
Самая распространенная – заливка охлаждающей жидкости в непромытую систему с большим количеством отложений.
Очень часто темнеют антифризы низкого качества. Они имеют малый ресурс и не могут защитить металлические элементы системы охлаждения от коррозии. В результате попадания в хладагент частиц ржавчины он меняет свой цвет на коричневый.
Некачественная охлаждающая жидкость негативно влияет не только на металл, но и на резиновые уплотнительные элементы (шланги, патрубки и пр.). Разрушение эластомеров также вызывает загрязнение антифриза.
Охлаждающая жидкость меняет свой цвет, если через теплообменник или прокладку головки блока цилиндров в нее попадает масло. Состав антифриза при этом нарушается, присадки вырабатываются, жидкость начинает закипать и темнеет.
В некоторых случаях возникает необходимость смешать антифриз с водой – например, при повреждении шланга, когда охлаждающая жидкость вытекает, но такой же под рукой нет. Устранив течь и дополнив уровень антифриза до необходимой отметки водой, можно доехать до сервисного центра, чтобы как можно скорее заменить смесь. К тому моменту она, скорее всего, уже потемнеет.
Иногда антифриз «рыжеет» из-за чрезмерных нагрузок на двигатель при спортивной манере езды с резкими ускорениями и торможениями. К аналогичному результату приводит долговременная работа силового агрегата на холостом ходу в городских пробках.
Чем грозит изменение цвета охлаждающей жидкости?
Наиболее опасно потемнение антифриза, вызванное попаданием в него масла. Если выявлено нарушение целостности прокладки головки блока цилиндров и/или деталей теплообменника, поврежденные детали следует оперативно заменить. В противном случае возрастает риск серьезных сбоев в работе двигателя и его дорогостоящего ремонта.
Антифриз коричневого цвета уже не выполняет свои функции так, как должен –иначе он не поменял бы цвет). Из-за отсутствия нормального охлаждения двигатель перегревается, возрастает угроза возникновения трещин на головке блока цилиндров, прогорания поршней, заклинивания силового агрегата.
Как устранить проблему?
Вне зависимости от того, почему антифриз стал коричневым, его необходимо будет заменить, а систему – промыть.
Замену охлаждающей жидкости рекомендуется проводить на холодном двигателе. Пробка слива расположена под днищем автомобиля. Открутите ее гаечным ключом, предварительно подставив под отверстие любую емкость для «отработки». Полностью она сливается за 15-20 минут.
Если хладагент потемнел из-за разрушения резиновых патрубков или прокладки ГБЦ, их меняют на новые.
Приступая к промывке системы, закрутите пробку слива и откройте крышку расширительного бачка. В качестве промывочной жидкости можно использовать обычную дистиллированную воду. Если в системе много ржавчины, в дистиллят добавляют уксус или лимонную кислоту. Некоторые автовладельцы пользуются специальными средствами для промывки системы охлаждения.
Двигатель с залитой жидкостью запускается на 10 минут, затем «промывка» сливается описанным выше способом. Применяя для очистки системы обычную воду, процедуру придется повторять до тех пор, пока она не станет выходить чистой.
После промывания в радиатор заливается новый антифриз.
Итак, своевременная замена охлаждающей жидкости позволяет увеличить ресурс двигателя. Изменение цвета антифриза не относится к нормальным явлениям. Возникшую проблему нужно решать незамедлительно, чтобы не столкнуться с более серьезными неисправностями.
Различные автопроизводители рекомендуют разные сроки замены антифриза. В среднем, интервал составляет 40-60 тыс. километров пробега, на некоторых автомобилях срок замены может доходить до 90-100 тыс. километров.