Антифриз в системе охлаждения играет такую же важную роль, как и моторное масло в картере. Количество охлаждающей жидкости строго регламентировано.
При повышении температуры двигателя ее уровень может подниматься. Казалось бы, это противоречит законам физики: жидкость практически не расширяется при нагреве. Однако антифриз при работе двигателя не находится в состоянии покоя.
На расширительном бачке есть две отметки уровня ОЖ: в горячем и холодном виде. Чаще всего они обозначаются сокращениями «MAX» и «MIN».
Сама емкость в исправной системе устроена таким образом, что при повышении уровня антифриза он не выплескивается наружу, а при снижении не образовываются воздушные пробки.
Если уровень ОЖ поднялся настолько, что жидкость начала вытекать, значит, в системе охлаждения имеются какие-либо проблемы. Разберемся с этим вопросом подробнее.
Причины повышения уровня охлаждающей жидкости
Большая часть системы охлаждения находится внутри головки блока цилиндров. При нагревании металл расширяется, соответственно полости для антифриза сдавливаются. При полном прогреве объем рубашки охлаждения может уменьшиться почти на 10 %.
Еще одна причины выплескивания ОЖ – кавитация, т.е. образование пузырьков воздуха внутри водяной помпы. Попадая в антифриз, пузырьки увеличивают его объем.
На стенках гильз цилиндров охлаждающая жидкость (особенно если ее давно не меняли) может закипать. Из-за пара ее уровень повышается.
Кипение ОЖ может происходить также из-за разгерметизации системы. Причина чаще всего кроется в деформации крышки бачка или повреждении емкости.
Даже после полной остановки двигателя антифриз обычно долгое время удерживается на отметке «MAX». Постепенно его уровень снижается до метки «MIN».
На проблему «выбрасывания» охлаждающей жидкости указывают следующие признаки:
- Вокруг пробки расширительного бачка наблюдаются белесые (или цветные) подтеки
- В местах соединения гибких шлангов образуются кристаллические «шубы»
- Нижняя часть радиатора постоянно влажная
- В салоне ощущается запах антифриза
- После стоянки автомобиля под ним остаются мокрые пятна
- Из выхлопной трубы идет белый дым с запахом антифриза
- На внутренней стороне пробки маслозаливной горловины имеются следы белой эмульсии
- Уровень ОЖ постоянно понижается

Как решить проблему?
Лучшее решение проблемы – это ее профилактика. Чтобы не столкнуться с необходимостью ремонта системы охлаждения, следует использовать только качественный и подходящий для конкретного автомобиля антифриз. Очень важно не смешивать ОЖ с разными основами.
Необходимо своевременно выявлять и устранять неисправности в системе, менять вышедшие из строя детали.
При замене антифриза в некоторых случаях целесообразно промывать систему (специальными средствами или дистиллированной водой). Особенно актуальна данная процедура при переходе на ОЖ другого типа или превышении регламента замены жидкости.
При выявлении уже имеющейся проблемы лучше всего полностью слить антифриз, определить причину повышения его уровня, устранить ее и залить свежую жидкость.
Если оставить проблему без внимания, давление в системе будет постоянно выше нормы. Из-за этого могут возникнуть утечки антифриза из шлангов и крышки расширительного бачка.
Попадание ОЖ на раскаленный блок цилиндров приведет к резкому перепаду температуры. В некоторых случаях это может привести к образованию трещин.
При излишнем давлении в системе антифриз просачивается под клапанную крышку, что нарушает процесс сгорания топлива и вызывает повреждение напыления цилиндров. В конечном счете появляется необходимость замены поршневой группы, а такой ремонт по своей сложности и стоимости сопоставим с капитальным.
Увеличение давления в системе охлаждения также отрицательно сказывается на работоспособности термостата и помпы. В подобных условиях насос не может работать правильно, повышается нагрузка на его крыльчатку, что приводит к выходу из строя помпы и необходимости ее дорогостоящей замены.