Этиленгликоль способствует развитию коррозии на металлических поверхностях. Для того, чтобы этого избежать, в антифризы добавляют антикоррозийнные присадки. Также антифриз не должен пениться – для этого в антифризы заливают антипенные присадки.


Тосол


Тосол входит в число традиционных охлаждающих жидкостей. Благодаря своему составу, включающему в себя силикаты, бораты, нитриты и пр. вещества, он успешно противостоит коррозии. Кроме того есть безсиликатные ингибиторы для защиты алюминия – определенная их часть применяет меркаптобензтиазол натрия (защита меди, латуни), другие – бораты или фосфаты.

Для защиты алюминиевых сплавов часто применяется метасиликат натрия. Он действительно эффективный ингибитор, но, увы, это уже вчерашний день. Развитие техники ушло далеко вперед и в нынешних двигателях с большими эксплуатационными температурами и плотными термопотоками он использоваться не может.

Нитрит применяется как ингибитор кавитационной коррозии. Имеет недостатки: взаимодействие с аминами и формирование канцерогенов, быстро расходуется. Кроме того, он по завершению своей функции, не исчезает в никуда, а переходит в неактивные формы. Постепенно его концентрация растет, это ведет к коррозии алюминиевых сплавов и припоя.

Далее, отработавшие присадки выпадают в осадок и покрывают внутренние стенки системы охлаждения. Как результат, уменьшается пропускная функция каналов и снижается отведения тепла.


Есть вариант лучше. Чтобы достичь более эффективной защиты от коррозии систему охлаждения, разуменее перейти на охлаждающие жидкости, содержащие пакеты ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов. Данные ОЖ нового поколения значительно превосходят по своим рабочим качествам традиционные.


Означенные антифризы включают в себя кроме композиции солей карбоновых кислот также ингибитор коррозии меди, противовспенивающую присадку, краситель. Что же касается силикатов, нитритов, фосфатов, боратов и аминов, то они в составе отсутствуют.

В чем же заключается их отличие от традиционных ингибиторов? Ингибиторы нового поколения формируют более тонкую защитную пленку на элементах системы охлаждения. К тому же расходуются они гораздо более экономно по сравнению с традиционными - только если появляются очаги коррозии. По этой причине охлаждающие жидкости нового поколения работают в течение 250 тыс. км пробега для легкового транспорта и 650 тыс.км для грузовиков.


Сравнительная характеристика эксплуатационных свойств антикоррозийных присадок


Исходя из этого, можно сказать, что силикатный и карбоксилатный антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля. Тем не менее, силикатный антифриз, защищая систему охлаждения от коррозии, при работе формирует внутри системы слой накипи, это грозит снижением теплообмена в системе охлаждения.

А карбоксилатный антифриз, в отличие от своего силикатного "собрата", локализует коррозию исключительно в местах появления.

Однако следует помнить, что встречается содержание в присадках в антифризы ряда стандартных ингибиторов коррозии, например, толитриазол, но это существенно снизит их срок службы.

Сами карбоксилаты тоже не вечны и могут распадаться на побочные (бесполезные или вредные) химические соединения, а кроме того могут реагировать с традиционными антифризами. В итоге получаются соединения, уже не способные работать как ингибиторы коррозии.

На этом список недостатков карбоксилатных антифризов на базе органических кислот не заканчивается. Например, они наносят вред ряду прокладочных материалов. Из-за этого многие технические специалисты выступают против их использования в дизельных двигателях. Далее, антифризы на базе органических кислот менее вязки в сравнении с традиционными, этим обусловлена их частая протечка.


Как считают многие специалисты, несмотря на ряд существенных недочетов, карбоксилатная технология на сегодняшний день остается наиболее современной, а карбоксилатные антифризы отличаются оптимальными рабочими характеристиками.


На территории РФ с недавнего времени тоже производятся карбоксилатные антифризы. Как пример, в их число входят антифризы Cool Stream. Антифризы марки Cool Stream – плод научных достижений в сфере антикоррозийной защиты металла. Пакет присадок антифризов Cool Stream составляют безвредные для окружающей среды карбоновые кислоты.


Cool Stream – новая ступенька в мире охлаждающих жидкостей, преемник традиционного тосола и прочих охлаждающих жидкостей, изготовленных с использованием традиционных технологий.