Самостоятельная замена охлаждающей жидкости на своем автомобиле – это одна из операций, которая легко может быть проведена даже начинающим автолюбителем. Если четко следовать простым правилам, то это работа не только принесет вам моральное удовлетворение, но и позволит неплохо сэкономить.

Перед тем как поменять антифриз, необходимо подготовить набор необходимых инструментов, емкостей для слива отработки, найти подходящее место для проведения работ, и внимательно ознакомиться с инструкцией.

Несколько признаков необходимости замены антифриза


Самым главным признаком, который указывает на то, что необходима замена антифриза – изменение его цвета.

Мутный антифриз


Если антифриз стал мутно-серым, грязным – необходимо его слить, промыть систему и залить новую жидкость.

Если при визуальной проверке установлено, что антифриз стал более густым, потемнел – это также свидетельствует о том, что он частично утратил свои полезные качества и также подлежит замене.

В ходе эксплуатации автомобиля могут возникать непредвиденные ситуации нарушения герметичности охлаждающих контуров – обрыв патрубков или растрескивание шлангов, патрубков, пробок. Это приводит к снижению уровня жидкости в системе. В этом случае нужно также устранить неисправность и долить антифриз.

Некоторые виды ремонтных работ также требуют полного или частичного слива жидкости. По завершению этих работ ее уровень нужно восполнить.

Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?

В режиме штатной эксплуатации срок замены антифриза составляет около 2-х лет либо 60-70 тыс. км. пробега. Однако этот срок ориентировочный и может быть скорректирован в ту или иную сторону.


Рекомендации производителей антифриза


Срок замены охлаждающей жидкости зависит от вида антифриза.

Обычные составы (к ним относится и ТОСОЛ), созданные по традиционной силикатной технологии, соответствуют категории G11 по общепринятой классификации автомобильного концерна Фольксваген. Смена таких жидкостей производится через 2 года эксплуатации, но срок антифриза при интенсивной езде может истечь и ранее – через 60 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит быстрее).


Современные антифризы


Антифризы, изготовленные по более современным технологиям, относятся к более высоким классам G12, G12+, G12++, G13. Они служат намного дольше, поэтому производители таких составов рекомендуют менять их реже.

Так, например, охлаждающие растворы G12 сохраняют свои защитные свойства в течение 5 лет эксплуатации (до 150 000 км пробега), а жидкости класса G13 производители разрешают менять через 200 000 км.


Рекомендации автопроизводителей


Любой автопроизводитель разрабатывает инструкции по эксплуатации и сервисному обслуживанию своих автомобилей. Среди прочих регламентных работ, в таких документах обязательно указывается, какой тип жидкости используется в системе охлаждения и с какой периодичностью необходимо ее менять.

Заметим, что эти сроки указаны для среднестатичтических условий эксплуатации в умеренной климатической зоне на хороших дорогах при спокойной манере вождения. Более тяжелые режимы вносят свои коррективы в межсервисные интервалы – поменять антифриз в этих случаях придется раньше, чем указывает автопроизводитель.

Сколько нужно охлаждающей жидкости для замены?


Фасовки антифриза


Точные значения объема жидкости в системе охлаждения указаны в мануале к автомобилю. Перед заменой следует приобрести антифриз в количестве, не меньшем чем указывает автопроизводитель.

Полная замена антифриза требует его запаса в среднем от 7 до 10 литров.

При этом для двигателей объемом около 2-х литров потребуется 2 пятилитровых канистры. Для микролитражек жидкости требуется меньше – некоторые модели таких автомобилей с двигателями менее 1000 см3 вполне могут обойтись всего 5 литрами.

Как слить охлаждающую жидкость?

Перед тем как заменить антифриз надо предварительно установить автомобиль на ровную площадку, затем выключить двигатель и дать антифризу остыть.

Открутите сливную пробку рубашки охлаждения блок цилиндров и слейте охлаждающую жидкость в заранее подставленную емкость.


Сливной краник радиатора


Подставьте емкость не менее 5 литров под сливной краник или пробку радиатора (обычно она находится в его нижней части).

Если краника или пробки нет, то надо отсоединить патрубок, причем снимать его надо постепенно, чтобы не пролить антифриз мимо емкости.

Снимите крышку расширительного бачка.

Для полной замены антифриза заднюю часть автомобиля желательно немного поддомкратить.

Промывка


Проведение промывки решает две основные задачи:

  • Очистка от остатков антифриза, ранее залитого в систему. Промывка предотвращает возможность химических реакций между компонентами старой и новой жидкости. Таким образом ресурс и уровень эксплуатационных свойств заливаемого состава максимально сохраняется.

  • В результате работы антифриза в системе образуется накипь, осадок, скапливается грязь, забивающая каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Промывка позволяет избавиться от отложений, обеспечить чистоту системы и улучшить эффективность теплообмена.


Для очистки и промывки системы охлаждения применяется вода или специальные промывочные средства.

Воду для очистки системы лучше использовать дистиллированную. После заполнения системы нужно завести двигатель и дать ему поработать около получаса. Затем вода сливается из системы по указанному выше алгоритму. Процедура проводится до тех пор, пока не будет вытекать чистая вода. Это самый дешевый вариант промывки, однако он и наименее эффективен.

Удалить накипь можно с использованием подкисленной или щелочной воды (можно использовать лимонную или молочную кислоту, уксусную эссенцию, каустическую соду). Раствор заливается в систему, двигатель включается на 15-20 минут и выключается. Моющий раствор оставляется в системе на 2-3 часа, затем сливается. Этот метод достаточно эффективен и недорог. Однако есть риск повреждения химическими растворами резиновых элементов системы.


Промывка системы охлаждения двигателя


Специальные промывочные средства бывают разных типов. Большинство из них имеют щелочную или кислотную основу и очищают только один тип загрязнений (либо накипь, либо продукт разложения старого антифриза).

Промывка осуществляется строго в соответствии с инструкцией, указанной производителем промывочного средства.

Новый тип промывочных средств - "мягкая промывка" - имеет нейтральную среду и основан на системе катализаторов.

Такое средство просто заливается в расширительный бачок в виде присадки к залитому антифризу, и машина эксплуатируется в обычном порядке. За пару тысяч километров пробега очиститель растворяет все отложения в системе. Этот способ дороже остальных, но наносит минимальный ущерб двигателю и наиболее эффективен.

Заливка новой охлаждающей жидкости

Этот этап является самым простым.

Перед заливкой закрутите все сливные пробки, установите на место патрубки, если они снимались

Поставить в заливную горловину радиатора или расширительного бачка лейку

Небольшими порциями, с перерывами залить жидкость. Если залить жидкость быстро - возможно образование воздушных пробок, препятствующих нормальному охлаждению

По достижению уровня жидкости отметки "Min" на расширительном бачке следует вынуть лейку, закрыть заливную горловину, завести двигатель и дать ему поработать в течение 5 минут. Заглушить двигатель

Открыть крышку заливной горловины и долить антифриз до необходимого уровня.

Снова завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры до срабатывания вентилятора и проверить уровень.


На этом замена антифриза завершена. Автомобиль будет исправно служить вам еще долгое время, а сэкономленные средства вы можете потратить на новые автопутешествия.