Антифриз необходим для защиты двигателя автомобиля от перегрева. Важной особенностью охлаждающей жидкости является ее способность не замерзать при минусовых температурах.

Производители выпускают антифризы синего, зеленого, красного и фиолетового цветов. Разберемся, чем они отличаются и можно ли их смешивать.

Что обозначает цвет антифриза?

Основными компонентами антифризов являются спирт (этиленгликоль), дистилированная вода, органические или неорганические присадки.


Сам по себе антифриз бесцветный, в его состав специально вводят красители в целях:

  • Отличить ядовитый хладагент от воды
  • Отличить один антифриз от другого
  • Определить место утечки хладагента (с этой же целью краситель может быть флуоресцентным)

Стандартов, регламентирующих цвет антифризов, не существует, и теоретически производители могут окрашивать свои жидкости в любые оттенки.

Традиционно используют синий, зеленый, красный, фиолетовый (или желтый) цвета и их градации.


Антифризы разных цветов


Чаще всего цвет определяет состав (тип) хладагента, чтобы покупатели могли быстро сориентироваться и понять, что именно перед ними.


Синий антифриз (тосол)


Синим цветом обычно окрашена охлаждающая жидкость, именуемая тосолом. Его изготавливают, в основном, в России.

В состав тосола входят присадки первого поколения, нитриты, силикаты, фосфаты, бораты. За счет этих веществ в патрубках системы охлаждения образуется тонкая пленка, способная защитить металл и пластик от разъедающих веществ.

Однако тосол достаточно агрессивен, поэтому многие автопроизводители не рекомендуют применять его в системе охлаждения современных автомобилей. Закипает данная жидкость при температуре максимум +110 °С, поэтому не подходит для высокооборотистых двигателей. Температура замерзания тосола – -40 °С. Срок службы совсем небольшой – 2 года и менее.


Тосол


Зеленый антифриз (G11)


Зеленый антифриз отличается от других набором присадок: в его состав входят органические и неорганические вещества, а также небольшое количество карбоновой кислоты. Внутри стенок системы охлаждения он образует защитную пленку, позволяющую уберечь патрубки от разрушения и предотвратить коррозию.

Существенным недостатком зеленого антифриза является то, что пленка, которую он создает, достаточно толстая – это снижает теплоотдачу.

Менять такую жидкость нужно не реже, чем раз в три года.

Температура кипения зеленого хладагента примерно равна температуре кипения синего – около + 110 °С (возможно, до +130 °С). Температура замерзания варьируется от -37 до -50 °С.

Зеленые антифризы могут иметь маркировки G11+ или G11++, они отличаются от просто G11 более высоким содержанием карбоновой кислоты.


Зеленый антифриз


Красный антифриз (G12)


В состав антифризов красного оттенка входят, в основном, органические присадки.

Такие жидкости отлично защищают систему охлаждения от коррозии, обеспечивают хорошую теплоотдачу и имеют длительный срок службы (до 5 лет). Несмотря на то, что красные антифризы образуют достаточно толстую пленку (примерно 1 мкр), она не осыпается и не загрязняет систему.

Минус красных хладагентов – невозможность их использования для двигателей с алюминиевыми деталями (они их разъедают).

Варианты жидкостей с маркировкой G12+ отличаются повышенной концентрацией органических компонентов.


Красный антифриз


Фиолетовый антифриз (G13)


Самая современная разработка в сфере охлаждающих жидкостей – фиолетовые антифризы. Иногда их окрашивают также в желтый цвет.

Эти хладагенты являются, по сути, гибридами G12++, но вместо этиленгликоля содержат пропиленгликоль. Он так же эффективен, но и при этом менее агрессивен и ядовит.


Фиолетовый антифриз G13

Можно ли смешивать антифризы разных цветов?

Многие считают, что смешивать антифризы разных цветов нельзя. Однако обращать внимание следует не столько на окраску, сколько на состав жидкостей.

Если соединить хладагенты с различными пакетами присадок, может появиться осадок, антифриз может загустеть и, таким образом, навредить двигателю.


Близкие по составу, но разные по оттенку жидкости смешивать допускается, так как цвет дают красители, а не присадки.


Особняком стоят только антифризы G13, содержащие пропиленгликоль и гибридные присадки. Данные жидкости необходимо смешивать только с такими же G13 (можно другого бренда).

О чем говорит изменение цвета охлаждающей жидкости?

Помимо охлаждающей функции, антифриз выполняет еще и очищающую, поэтому потемнение или помутнение жидкости в процессе эксплуатации – нормальное явление.

Однако если антифриз стал коричневым и густым задолго до плановой замены, то это опасно для системы охлаждения. Скорее всего, в ней уже появились очаги коррозии, придающие хладагенту ржавый цвет.


Антифриз коричневого цвета


Кардинальное изменение цвета антифриза, появление в нем осадка – результат смешивания жидкостей разных типов или применения некачественного состава.

Рекомендации по выбору антифриза

Для каждой марки и модели автомобиля производитель устанавливает свои рекомендации, которые следует соблюдать. Это позволит подобрать расходные материалы правильно, обеспечив тем самым длительную и безопасную работу всех систем.

Если в руководстве по эксплуатации указан конкретный тип, цвет и марка антифриза, пользоваться нужно именно им, не смешивая с другими разновидностями.

Иногда производитель не дает рекомендаций относительно охлаждающей жидкости или по каким-то причинам нужная информация отсутствует. В этом случае придется самостоятельно выбирать антифриз. Если у вас иномарка, от идеи приобретения тосола лучше отказаться сразу, так как он подходит, в основном, для отечественных автомобилей с двигателями старого образца.

Важно учитывать температуру, при которой работает силовой агрегат, режим его эксплуатации, материалы, из которых изготовлены трубы системы охлаждения.

Выбирая между красным и зеленым антифризом, необходимо учитывать, что они отличаются друг от друга процентным содержанием карбоновой кислоты. Если в конструкции системы присутствуют медь и латунь, лучше отдать предпочтение красному хладагенту – он защитит детали более деликатно и качественно. Если имеется много алюминиевых элементов, больше подойдет зеленый.


При покупке обязательно обращайте внимание не только на цвет, но и на состав охлаждающей жидкости: некоторые производители намеренно (для привлечения внимания) используют красный краситель, однако их продукция не соответствует категории G12.