Антифриз – это «незамерзающая» жидкость, которая не допускает перегрева двигателя за счет отвода лишнего тепла в окружающую среду. Кроме того, он выполняет моющую функцию и предотвращает загрязнение деталей.
Он изготавливается в основном на основе этиленгликоля – прозрачной жидкости, имеющей низкую температуру замерзания и высокую температуру кипения при соединении с дистиллированной водой. Так как данный материал очень ядовит и агрессивен, разбавление водой предотвращает разрушающее влияние на элементы мотора.
В состав хладагента в обязательном порядке добавляют различные присадки – антикоррозионные, противопенные и многие другие. Именно от данных компонентов зависит класс, а значит и цвет жидкости.
Антифриз красный, зеленый, синий – в чем разница?
Антифриз окрашивают исходя из следующих целей:
- Безопасность – прозрачная ядовитая жидкость может быть случайно перепутана с водой. Для предотвращения негативных последствий использования антифриза не по назначению материалу придают яркий кислотный цвет
- Простота обнаружения протечки – струю или след яркой жидкости намного легче увидеть, чем прозрачный состав. В некоторые хладагенты с этой целью добавляют даже специальные примеси, которые показывают себя под воздействием ультрафиолетового излучения
- Идентификация антифризов по свойствам
По общему правилу одинаковый цвет антифриза говорит об идентичном или схожем составе жидкостей. Однако это не всегда так.
Нет четко регламентированных правил окраски материалов. То есть производитель вправе придать своему продукту любой оттенок.
Традиционными являются хладагенты красного, зеленого и синего цветов. Однако на рынке нередки и желтые, фиолетовые, салатовые и многие другие жидкости.
Антифризы делятся на 2 класса: G11 и G12. Не так давно выделился фиолетовый хладагент G13, который изготавливается на основе пропиленгликоля. Он более безопасен для окружающей среды и менее агрессивен для деталей двигателя. Присадки в нем схожи с составом зеленого цвета.
Синий антифриз – это отечественный тосол либо хладагент класса G11 (реже). Присадки этих материалов основываются на неорганических соединениях – силикатах, фосфатах, нитритах. Такие жидкости создают на поверхности двигателя толстый защитный слой, предотвращающий образование коррозии. Но с этим связан недостаток так называемых традиционных антифризов (основанных на присадках первого поколения) – толстая пленка препятствует нормальному тепловому обмену и может привести к перегреву мотора.
Однако тосол бывает и красный, все зависит от производителя.
Синий тосол замерзает при температуре от -40 °С до -30 °С, красный выдерживает до -60 °С. Закипает синяя жидкость уже при +110 °С.
Синий антифриз эксплуатируется до трех лет, после чего теряет свои полезные свойства.
Зеленый антифриз – это традиционный (G11) или гибридный (G11+) состав.
Традиционные зеленые материалы по своим свойствам не отличаются от синих антифризов того же класса: изготавливаются на основе неорганических присадок.
Гибридные зеленые жидкости являются средним звеном между синими и красными составами. Они соединяют в себе неорганические и органические присадки.
Это позволяет хладагентам сохраняя высокую антикоррозионную защиту улучшить тепловой обмен.
Ресурс зеленых жидкостей не превышает трех лет, некоторые эксперты советуют проводить замену каждые два года. После окончания срока службы выпадает осадок, который может забивать мелкие каналы.
Зеленые антифризы с обозначениями G11+ и G11++ отличаются уровнем содержания органических присадок. У второго он выше, как и сходство с характеристиками красного антифриза.
Красный антифриз – более современный и эффективный охлаждающий материал. Присадки в его составе изготавливаются на основе органических соединений – карбоновых кислот.
Пленка таких жидкостей образуется только в местах образования коррозии, все детали не покрываются защитным слоем. Преимуществом такого принципа работы является нормальный тепловой обмен.
Отсутствие пленки имеет и значительный недостаток – нет функции профилактики образования очагов коррозии.
Более совершенные присадки не выпадают в осадок и обладают продолжительным сроком службы (до 5 лет) и более широким диапазоном рабочих температур.
Можно ли смешивать антифризы разных цветов?
С учетом того, что в большинстве случаев разные цвета говорят о различных присадках в составе жидкостей, смешиванию они не поддаются.
Конфликтующие элементы могут выпасть в осадок, загустеть, навредить мотору или просто потерять свои полезные свойства.
Однако составы разного цвета с одинаковыми присадками смешивать можно. В связи с этим рекомендуется всегда смотреть не на цвет материала, а на компоненты, из которых он изготовлен.
Два традиционных антифриза от разных производителей соединяются без негативных последствий для двигателя, как и два материала на основе карбоновых кислот.
Меняется цвет антифриза: в чем причина?
В связи с тем, что на деталях двигателя оседают загрязнения, небольшое потемнение после заливания антифриза или его эксплуатации – нормальное явление. Так как охлаждающая жидкость выполняет и моющие функции, продукт собирает нагар и шлам с элементов.
Однако в случае, если цвет стал слишком темным или приобрел рыжеватый оттенок, рекомендуется заменить состав. Это происходит вследствие плохого состояния системы охлаждения – возникло большое количество очагов коррозии. Также причиной потемнения и помутнения хладагента может быть его низкое качество.
Как выбрать антифриз?
Подбор оптимальной смазочной жидкости проводится не только исходя из желаемых эксплуатационных характеристик. Важно учитывать тип материала, из которого произведен двигатель.
Наиболее распространенными являются силовые агрегаты с алюминиевыми, латунными, медными деталями или элементами из их сплавов.
Выбор неподходящего для материала двигателя антифриза приводит к разрушению деталей. Так как хладагенты – это агрессивных ядовитые жидкости, необходимо учитывать возможность соединения того или иного продукта с мотором.
Красный антифриз плохо защищает алюминиевые детали, в то время как зеленый состав прекрасно справляется с этой задачей.
А после заливания традиционного хладагента в мотор с медными и латунными элементами последует разрушение частей двигателя, а сам антифриз начнет выпадать в осадок.
Если в вашем моторе большое количество алюминиевых деталей, то выбирайте охлаждающий материал зеленого цвета (G11), если больше медных и латунных – красный (G12).
Кроме того, важно обращать внимание на компоненты в составе. Этиленгликоль не должен быть переработанным, тем более замененным на метанол или глицерин.
Переработанный этиленгликоль – это очищенный от загрязнений материал, который уже был использован ранее. «Вторсырье» характеризуется содержанием посторонних примесей, которые не могут устранить даже самые современные методы очистки. В целях экономии недобросовестные производители используют именно такую основу для своих охлаждающих жидкостей.
Для удешевления продукции качественный этиленгликоль заменяют смесью глицерина и метанола. Такая технология опасна не только для деталей двигателя, но и для человека. Горючие пары метанола стали причиной реальных случаев возгорания транспортных средств.
Не стоит в погоне за выгодой покупать более дешевые охлаждающие жидкости. Отдавайте предпочтение только проверенным производителям и точкам продаж.