Автомобиль повышенной проходимости УАЗ 469, появившийся в нашей стране в начале 70 годов ХХ века, долгое время оставался лучшим отечественным внедорожником. Благодаря высокой надежности, ремонтопригодности в полевых условиях и низкой цене эта машина до сих пор остается для многих эталоном полноприводного автомобиля.

В 1974 году автомобиль прошел серьезное испытание – покорение Приэльбрусья. Пройдя высоту около 4000 м над уровнем моря, он стал единственным транспортным средством, преодолевшим эту высоту без помощи специальной техники.

Недостатками УАЗ 469 называют брезентовый тент вместо крыши и слабую печку. Но они с лихвой компенсируются проходимостью автомобиля.

В 1985 году автомобиль переименовали в УАЗ-3151. В продаже также появились модификации 31514 и 31514-010, оборудованные пружинной подвеской. В 2003 году вышла более современная версия, сменившая «469» – «Хантер». Общий объем их производства в 2007 году составил 2 млн экземпляров. К этому времени была выпущена юбилейная модификация автомобиля – с двигателем 2,7 л и мощностью 128 л.с.

Рассмотрим, как устроена система охлаждения УАЗ 469, какой принцип ее работы, сколько тосола она вмещает и почему охлаждающая жидкость может перегреваться.

Устройство системы охлаждения УАЗ 469

Радиатор УАЗ 469 предназначен для снижения температуры охлаждающей жидкости. Он установлен в передней части машины сразу за защитной декоративной решеткой.


Система охлаждения системы охлаждения УАЗ 469


Поток встречного воздуха обдувает радиатор и охлаждает антифриз, циркулирующий через него. Второй важнейшей функцией радиатора является защита двигателя от перегрева.


Общий емкость радиатора УАЗ 469 составляет 6 литров. Его вес – 9,8 килограммов.


Для УАЗ 469 характерна закрытая охлаждающая система с принудительной циркуляцией жидкости. Она заполняется мягкой пресной водой с небольшим процентом солей либо специальной жидкостью. В холодное время года в систему заливается антифриз.

При температуре до – 40 °С система охлаждения УАЗ 469 заполняется антифризом марки 40, при более низкой температуре — марки 65.

Терморегуляция двигателя поддерживается с помощью жалюзей и клапана утеплителя радиатора.

Чтобы контролировать температуру охлаждающей жидкости, в кронштейне водяного насоса имеется датчик, а на щитке приборов – электрический указатель. Если температура охлаждающей жидкости повышается до +106...109 °С, на панели загорается лампа.

Принцип действия

При холодном двигателе термостат находится в закрытом состоянии, охлаждающая жидкость не циркулирует по магистралям и патрубкам. При запуске силового агрегата помпа проталкивает антифриз в малый круг – по водяной рубашке и насосу.

Когда температура охлаждающей жидкости достигает +70 °С, термостат, расположенный во выпускном патрубке радиатора, автоматически раскрывается. Охлаждающая жидкость устремляется из водяной рубашки в радиатор и начинает проходить по большому кругу. При этом она дополнительно охлаждается от встречного потока воздуха и вентилятора, установленного перед радиатором.

Так происходит в летнюю жару. Зимой же термостат может не раскрыться даже при круглосуточной эксплуатации автомобиля. Причина в том, что температура окружающего воздуха не позволяет антифризу нагреться выше +60 °С (до нормального режима эксплуатации двигателя).

Причины повышения температуры охлаждающей жидкости


Датчик контрольной лампы на УАЗ 469 установлен в верхнем бачке радиатора. При срабатывании сигнала следует немедленно устранить причину перегрева ОЖ.


Показания датчика температуры ОЖ на приборной панели УАЗ 469


Принудительная система охлаждения УАЗ 469 работает не самотеком – охлаждающую жидкость толкает водяной насос или помпа.

Насос закреплен кронштейном на двигателе внутреннего сгорания. В рабочий режим он приводится с помощью натяжного ремня. От шкива коленчатого вала ремень натянут к шкиву водяной помпы. Когда мотор заведен, насос перегоняет жидкость по системе охлаждения.


Температура охлаждающей жидкости может увеличиваться из-за:

  • Слишком низкого уровня охлаждающей жидкости в радиаторе
  • Слабого натяжения ремня вентилятора
  • Длительной эксплуатации транспортного средства с опущенными «жалюзями» и перекрытым клапаном утеплителя радиатора