Автомобиль повышенной проходимости УАЗ 469, появившийся в нашей стране в начале 70-х годов 20 века, долгое время оставался лучшим отечественным внедорожником. Благодаря высокой надежности, ремонтопригодности в полевых условиях и низкой цене эта машина до сих пор остается для многих эталоном полноприводного автомобиля.
В 1974 году УАЗ 469 прошел серьезное испытание – покорение Приэльбрусья. Он стал единственным транспортным средством, преодолевшим высоту около 4000 м над уровнем моря без помощи специальной техники.
Недостатками УАЗ 469 называют брезентовый тент вместо крыши и слабую печку. Но они с лихвой компенсируются его проходимостью.
В 1985 году автомобиль переименовали в УАЗ-3151. В продаже также появились его модификации 31514 и 31514-010, оборудованные пружинной подвеской. В 2003 году вышла более современная версия, сменившая «469» – «Хантер». Общий объем производства машин этой марки в 2007 году составил 2 млн экземпляров. К этому времени была выпущена юбилейная модификация автомобиля – с двигателем 2,7 л и мощностью 128 л.с.
Рассмотрим, как устроена система охлаждения УАЗ 469, каков принцип ее работы, сколько тосола она вмещает и почему охлаждающая жидкость может перегреваться.
Устройство системы охлаждения УАЗ 469
Радиатор УАЗ 469 предназначен для снижения температуры охлаждающей жидкости. Он установлен в передней части машины сразу за защитной декоративной решеткой.
Поток встречного воздуха обдувает радиатор и охлаждает антифриз, циркулирующий через него. Таким образом, важнейшей функцией радиатора является защита двигателя от перегрева.
Общий емкость радиатора УАЗ 469 составляет 6 литров. Его масса – 9,8 килограммов.
УАЗ 469 имеет закрытую охлаждающую систему с принудительной циркуляцией жидкости. При температуре до -40 °С она заполняется антифризом марки 40, при более низкой температуре – марки 65.
Терморегуляция двигателя поддерживается с помощью жалюзей.
Чтобы контролировать температуру охлаждающей жидкости, в кронштейне водяного насоса имеется датчик, а на щитке приборов – электрический указатель. Если температура охлаждающей жидкости повышается до +106...109 °С, на панели загорается лампа.
Принцип действия системы охлаждения
При заглушенном двигателе термостат находится в закрытом состоянии, охлаждающая жидкость не циркулирует по магистралям и патрубкам. При запуске силового агрегата насос проталкивает антифриз по рубашке охлаждения блока и головки, а также по радиатору отопителя.
Когда температура охлаждающей жидкости достигает +70 °С, термостат, расположенный во выпускном патрубке радиатора, автоматически открывается. Охлаждающая жидкость устремляется из водяной рубашки в радиатор и начинает проходить по большому кругу. При этом она дополнительно охлаждается от встречного потока воздуха и вентилятора, установленного после радиатора.
Так происходит в летнюю жару. Зимой же термостат может не раскрыться даже при круглосуточной эксплуатации автомобиля. Причина в том, что температура окружающего воздуха слишком низкая, и двигатель прогревается дольше обычного.
Причины повышения температуры тосола в УАЗ 469
О перегреве охлаждающей жидкости свидетельствует срабатывание контрольной лампы, датчик которой на УАЗ 469 установлен на термостате. Если она загорается, следует немедленно выявить и устранить причину проблемы.
Принудительная система охлаждения УАЗ 469 работает не самотеком – охлаждающую жидкость толкает водяной насос или помпа.
Насос закреплен кронштейном на двигателе внутреннего сгорания. В рабочий режим он приводится с помощью натяжного ремня. От шкива коленчатого вала ремень натянут к шкиву водяной помпы. Когда мотор заведен, насос перегоняет жидкость по системе охлаждения.
Температура охлаждающей жидкости может увеличиваться из-за:
- Слишком низкого уровня охлаждающей жидкости в радиаторе
- Слабого натяжения ремня вентилятора
- Длительной эксплуатации транспортного средства с опущенными «жалюзями» и перекрытым клапаном утеплителя радиатора