В основе антифриза находится водно-гликолевая смесь, которая обеспечивает стойкость антифриза при низких температурах. Среди автолюбителей наиболее популярны охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля.
По типу антикоррозийных присадок охлаждающую жидкость можно разделить на несколько типов: силикатный и карбоксилатный антифриз.
Силикатный антифриз в целях защиты от коррозии полностью покрывает охлаждающую систему, создавая небольшой слой накипи, который ухудшает циркуляцию тепла и эффективность охлаждающей системы. Как правило, силикатный антифриз окрашивается в зеленый или синий цвет.
Карбоксилатный антифриз имеет другой химический состав и не покрывает всю охлаждающую систему защитным слоем. Вместо этого он концентрируется только в местах скопления коррозии, создавая сверхтонкий защитный слой. Помимо этого карбоксилатному антифризу характерен более длительный срок эксплуатации и отсутствие необходимости промывать охлаждающую систему при замене охлаждающей жидкости. В основном, карбоксилатный антифриз продается в виде жидкости красного цвета.
Зачастую используются антифризы, содержащие 52,6 % - 66 % этиленгликоля и ряд противокоррозионных присадок. На практике также известны антифризы на базе водно-глицериновых растворов. 70% смесь глицерина (30% воды) замерзает при -40 °С, но серьезно уступает этиленгликолевым антифризам по вязкости и теплофизическим свойствам.
Стало быть, этиленгликолевые антифризы остаются самыми распространенными охлаждающими жидкостям, раствор которых позволяет выдерживать температуру от -32 до -70 °С. Специально для устранения недостатков разрушения металлов в системе охлаждения этиленгликолевый антифриз вводят антикоррозийные, противопенные и другие присадки.
Есть ошибочное мнение, что тосол – это охлаждающая жидкость для отечественных автомобилей, а антифриз – для иномарок. Но не все так просто.
Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при 0 °С.
За рубежом обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant», что буквально означает «антифриз — охлаждающая жидкость». Каждый из антифризов имеет свое название, например GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantine, и так далее. Тосол — это тоже название конкретного антифриза. Таким образом, принципиальной разницы между антифризом и тосолом не существует! Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применения, сроке эксплуатации.
Может даже вы слышали немного странную мысль, что цвет антифриза зависит от его качества.
Самая распространенная «классификация» звучит примерно так:
- Красный антифриз лучший, он служит 5 лет
- Зеленый антифриз средний, служит 3 года
- Синий антифриз, в том числе тосол, самый «простенький» - на 1-2 года
Кроме того говорят, что все антифризы одного цвета одинаковые, или, по крайней мере, их можно смешивать между собой. Предприимчивые производители охлаждающих жидкостей для расширения ассортимента выпускают в продажу антифризы разных цветов: и красный, и зеленый, и синий, даже желтый, хотя они могут быть абсолютно одинаковы по своему составу.
В реальности же все антифризы и тосолы изначально бесцветны. Производители добавляют в них краситель лишь для придания «индивидуальности» и для отличия от других жидкостей. Никакого отношения к свойствам антифриза его цвет не имеет.
Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителем и потребителем. Цвет антифриза всего лишь краситель и никак не может характеризовать качество охлаждающей жидкости. Разные цвета антифризов, как правило, применяются для определения вида охлаждающей жидкости и используемых антикоррозийных присадок.
Иные автолюбители полагают, что в антифризы и в тосол добавляют какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это не соответствует действительности. Никаких специальных «смазывающих» присадок ни в антифризы, ни в тосол не добавляют. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов – этиленгликолем.
Антифриз не замерзнет
Антифризы применяются зимой в качестве жидкостей с низкой точкой замерзания. Как правило, антифриз имеет в основании этиленгликоль. В зависимости от соотношения концентрата к дистиллированной воде, регулируется максимально допустимая температура. Если приобретенный антифриз не обеспечивает необходимой температуры, охлаждающая жидкость либо замерзнет, либо будет портить материалы в системе охлаждения.
Антифриз не закипит
Хороший антифриз устойчив не только к низким, но и к высоким температурам. Чем выше максимальная температура, тем меньше она испаряется и реже кипит. Нормальная температура смеси концентрата с водой в пропорции 1:1 обеспечивает температуру кипения в +107oС.
Кроме того, не забудьте:
- Если вы купили подержанный автомобиль и не знаете используемый антифриз, рекомендуем сразу его заменить. Помимо антифриза не забудьте поменять все технические жидкости – масло, тормозную жидкость и прочее
- Добавляйте антифриз только той же торговой марки, которую использовали ранее. Разные производители использует разные пропорции присадок и концентрации основы
- Всегда следите за уровнем антифриза и своевременно (согласно инструкции) проводите его замену