Многие водители в поездке смотрят только на спидометр. Однако, один из важнейших приборов на панели – указатель температуры охлаждающей жидкости. В большинстве автомобилей он не снабжен сигналом, предупреждающим о выходе за границы допустимого режима.

Поэтому, если время от времени не бросать на него взгляд, то о случившемся перегреве водитель узнает уже по резкому запаху вскипевшего тосола и клубам пара из-под капота. Как правило, это означает перспективу серьезного ремонта.


Перегрев двигателя из-за течи в системе охлаждения приводит к тяжелым последствиям. Поэтому необходимо знать, как вовремя выявить причины неполадки и что надо иметь с собой для их ликвидации.


Дело в том, что при закипании охлаждающей жидкости, образующийся в системе пар, препятствует нормальному охлаждению силового агрегата, и температура начинает расти лавинообразно.

За несколько минут движения с перегретым мотором можно получить деформацию головки блока или заклинивание поршневой группы с обрывом шатунов.


Самое главное правило использовать качественную охлаждающую жидкость.


Компания Shell производит отличный продукт – GlycoShell. Он защищает двигатель от перегрева, который может быть вызван образованием известковых отложений.

Такие отложения обладают очень низкой теплопроводностью и обычно формируются в тех местах, где особенно важен хороший режим теплообмена. Специальные присадки в составе антифризов GlycoShell обеспечивают надежность теплообмена.

Резкие перепады давления в системе охлаждения, например в блоке цилиндров или водяной помпе, могут вызвать образование в жидкости пузырьков пара, а затем их схлопывание, представляющее своего рода микродетонацию. Это приводит к физическому разрушению поверхности – к так называемому кавитационному износу, что в итоге может вызвать утечку охлаждающей жидкости из системы. GlycoShell препятствуют формированию пузырьков пара.


Нередко к перегреву исправного двигателя приводят «мелочи» – детали копеечной стоимости и элементарно заменяемые. Главное – вовремя заметить.


Если автомобиль оборудован электрическим вентилятором, то одной из причин перегрева может оказаться именно он. Хотя сам по себе вентилятор достаточно надежен и ломается редко, чего, к сожалению, нельзя сказать о системе его управления, к которой относятся температурный датчик и реле.

Схема работы вентилятора проста: как только температура охлаждающей жидкости поднимается до определенного предела, омываемый ею датчик замыкается и через управляющее реле включает вентилятор.

Если же этого не происходит, то диагностику начинаем с предохранителя. Как правило, на крышке блока предохранителей пиктограммой показано, какой именно отвечает за вентилятор.


Иногда он выглядит нормально, но из-за плохой посадки в гнезде попросту «не контачит». Тогда бывает достаточно его пошевелить или подогнуть контактные лепестки. Если же предохранитель перегорел, выход очевиден – замена.


Следующий этап – проверка температурного датчика. Найти его несложно, потому что это единственная деталь радиатора, из которой торчат провода.


Вот эти-то провода надо от датчика отсоединить и замкнуть между собой, после чего включить зажигание. Если вентилятор закрутился, значит, сенсор неисправен.


Починить его нельзя – он неразборный, но можно ехать дальше, оставив провода замкнутыми, а вентилятор, работающим непрерывно.

Если замыкание проводов датчика не помогло, остается исключить из схемы реле. Вынимая его из предохранительной коробки, заменяем куском проволоки, перемыкая гнезда управляющих контактов. Какие контакты реле управляющие, легко определить по схеме, изображенной на крышке блока.

Не заработало? Тогда остается проверить наличие питания на моторе вентилятора при помощи обыкновенной лампочки с проводками.

Если питания нет (лампочка не горит при включенном зажигании), то дело в проводе – где-то в жгутах или разъемах пропал контакт.


Самым рациональным в такой ситуации будет не расплетать жгуты (которые зачастую практически недоступны), а, используя кусок провода, подать питание на вентилятор непосредственно с аккумулятора.


Если же напряжение на вентиляторе есть, но он все равно не вращается, вам не повезло. Электромотор вышел из строя. Такое редко, но бывает. В этом случае можно осторожно продолжать движение, но главным прибором для вас становится указатель температуры.

Чуть стрелка приблизилась к красной зоне – останавливайтесь, открывайте капот и остужайте двигатель. От езды в таком режиме вы вряд ли получите удовольствие, но до места ремонта доедете.

Еще одна причина перегрева – термостат. Это коварное устройство иногда заклинивает в закрытом положении, и охлаждающая жидкость циркулирует по «малому кругу», то есть в обход радиатора.

Убедиться в этом несложно – поднимаем капот и пробуем на ощупь радиатор. Мотор горячий, радиатор холодный – термостат закрыт. Иногда бывает достаточно постучать чем-нибудь по корпусу термостата, чтобы он открылся.

Случается, что термостат заклинивает в полуоткрытом состоянии. Это создает серьезные трудности при диагностике – вроде и радиатор горячий, и вентилятор «молотит», а двигатель все равно греется. Проблема в том, что поток жидкости через радиатор ослаблен, и часть ее продолжает циркулировать по «малому кругу».


Если вы уверены в диагнозе, смело меняйте термостат, а если нет, включайте печку на максимум, открывайте окна и потихоньку езжайте в ремонт. Как правило, производительности печки хватает, чтобы не перегреть мотор окончательно.


Удовольствие, конечно, ниже среднего, но добраться можно.