Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем вашего "железного друга", и лучше в автомагазинах, а не с лотка на улице.


Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя! Он предназначен только для приготовления антифриза. Как это сделать, чтобы получить нужную температуру замерзания ОЖ, указывает его изготовитель.


Импортные антифризы по ASTM D 3306 в российских легковых машинах применять можно.

Канистра с антифризом должна внушать доверие к изготовителю. Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой “трещоткой”, иногда дополнительно защищенной "пломбой" - ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке - плотно контактировать с горловиной.


Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра не упругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.


Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация – полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д.

Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – чуть больше (пять).


Все параметры антифриза полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.

  • Мембрана под пробкой – хороший признак

  • Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость

  • Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим

  • Плотность проверять можно, но она - не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные, часто вредные, соли

  • Восприимчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель разрешает доливать в антифриз (концентрат) водопроводную воду. Для проверки можно налить антифриз в пробку от канистры и добавить воды из водопровода. Осадок или помутнение недопустимы

  • Совместимость проверяют, смешав ОЖ (тщательно перемешивая 10 мин) в пропорции 1:1. После часовой выдержки не должно быть расслоения и осадка


Защитные свойства антифризов на основе этиленгликоля улучшаются при добавлении бензоата и нитрита натрия. Однако 100% защита чугуна и припоя при этом не достигается. В качестве ингибиторов коррозии в антифризы добавляют технический двухзамещенный натрий (динатрийфосфат - 2,5-3,5 г/л) и декстрин (углевод типа крахмала -1 гл).

Иногда, кроме этих добавок, в антифризы вводят молибденовокислый натрий, что улучшает их защитные свойства в отношении цинковых и хромовых покрытий.

Динатрийфосфат защищает от коррозии чугунные, стальные и частично медные детали, а декстрин – припой и детали из алюминия и меди.


Хороши, кстати, антифризы Cool Stream. В производстве антифризов используются готовые карбоксилатные композиции присадок нового поколения. Многоуровневые системы контроля гарантируют высокое качество.


Требования, которым должна отвечать охлаждающая жидкость:

  • Температура начала кристаллизации

  • Активность жидкости по отношению к металлам

  • Активность жидкости по отношению к резиновым уплотнителям

  • Щелочность - она характеризует ресурс антифриза. Чем выше щелочность, тем дольше будут нейтрализовываться кислоты, которые образуются в охлаждающей жидкости во время эксплуатации. Срок службы антифриза будет исчерпан, когда кислоты все же одержат верх, уничтожат присадки, содержащиеся в жидкости, и примутся за металлические детали и резиновые патрубки.


Предотвращение отложений


Только чистая система охлаждения обеспечивает оптимальный отвод тепла и предупреждает перегрев двигателя.


Предотвращение коррозии


Причиной коррозии является воздействие горячей воды.

В современных двигателях температура в пограничных слоях (на поверхности) может быть очень высокой из-за большой плотности водяных потоков (единица теплоты на поверхность); вода непосредственно реагирует с алюминием. В результате этой реакции образуется газообразный водород, разрушающий структуру металла.


Предотвращение поверхностной коррозии


Любая металлическая поверхность шероховата, а потому может быть разъедена коррозирующей средой.


Предотвращение контактной коррозии


В системе охлаждения используются различные металлы, такие как железо, алюминий, медь (уплотнители), а в более старых двигателях еще и латунь, паяльное олово.

Если, например, частица железа, транспортируемая потоком антифриза, осядет на алюминиевой поверхности (к примеру, на головке цилиндра), то там образуется так называемый локальный элемент, из-за которого алюминий легко растворяется, и в поверхности образуются сквозные отверстия.


Предотвращения щелевой коррозии


В щелях, в которых охлаждающее средство по каким-то причинам не может больше циркулировать, увеличивается концентрация компонентов, ускоряющих процесс коррозии.


Предотвращение кавитации


Из-за непродолжительного снижения системного давления в головке цилиндра и в водяном насосе могут образовываться пузырьки пара, которые во время следующего за ним скачка давления сталкиваются друг с другом. Возникающая при этом ударная волна становиться причиной глубоких "разрывов" на металлической поверхности (вынос материала), вплоть до сквозного разрушения.


Предотвращение известковых отложений


В условиях слишком жесткой воды, начиная примерно с 60oС, известь и другие минералы могут выпадать в осадок, при этом оседая именно в тех местах, где важна хорошая теплоотдача.

Предотвращение пенообразования


Пенообразование ухудшает процесс охлаждения, а потому его непременно нужно устранить.


Совместимость с материалами


Антифриз соприкасается не только с различными металлами, но и с уплотнителями, шлангами, а потому его использование не должно сопровождаться негативными последствиями.

Основное строение охлаждающих средств (защита от обледенения)

Большинство различных спецификаций предписывают применение в качестве базовой жидкости этандиола (он же этиленгликоль, моноэтиленгликоль, MEG). Само по себе это вещество обеспечивает защиту только от обледенения.

Некоторые присадки воздействующими на поверхность элементов системы охлаждения. Ингибиторы защищают от воздействия коррозии, кавитации, отложений.

Другие присадки защищают непосредственно антифриз. Это смягчители значения рН, антипенные присадки, стабилизаторы и др.

Сведения о качестве воды можно получить от предприятий водоснабжения.

Обычно охлаждающее средство и вода смешиваются в соотношении 1:1, что обеспечивает требуемые антикоррозионные свойства и защищает систему от замерзания при температуре около -37 oС.

Вода должна быть чистой и не очень жесткой. Содержание солей, главным образом хлоридов, по возможности должно быть более низким. Питьевая вода часто, но не всегда, выполняет предъявляемые требования.


Оптимальная для приготовления антифриза вода характеризуется следующими техническими данными:

  • Жесткость воды - от 5 до 9 град. немецкой жесткости
  • Значение рН при 20oС - от 7 до 8
  • Содержание ионов хлора - макс. 40 мг/л
  • Сумма хлоридов и сульфатов - макс. 80 мг/л