Чтобы автомобиль служил своему владельцу долго и исправно, нужно четко следовать пунктам, указанным в его сервисной книжке. Для обслуживания автомобильных систем применяются различные технические жидкости. Все они требуют своевременной замены согласно инструкции по эксплуатации.

Раньше моторные масла четко делились на "летние" и "зимние", затем в результате технического прогресса появились всесезонные масла. Фактором их плановой замены стали параметры одометра.


Замена моторного масла должна производиться минимум два раза в год: перед наступлением зимы и до начала летнего сезона.


Моторное масло

Моторное масло необходимо для смазывания трущихся поверхностей двигателя, облегчения его холодного пуска и безотказного функционирования при высоких температурах, теплоотвода и очистки.

Кроме того, качественное моторное масло в случае возникновения необходимости должно заменять гидравлическую жидкость, справляясь с давлением до 100 МПа.


Из-за частых холодных пусков двигателя или его длительных перегревов в результате регулярного нахождения в автомобильных пробках масло может разжижаться и утрачивать свои смазочные свойства. Данная проблема вызывается образованием в двигателе водного конденсата, который оседает внутри масляных каналов и препятствует циркулированию масла.

Кроме воды зимой в картер двигателя попадает противогололедный реагент, активные кислоты которого снижают противоокислительные качества масла.


Зимой первостепенное значение приобретают такие параметры моторного масла как температура застывания и динамическая вязкость при низких температурах.


Трансмиссионное масло

Всем требованиям автолюбителей отвечают синтетические масла. Их базовая основа – результат синтеза химсоединений для достижения единой массы со стабильно высокими техническими свойствами.

Синтетические масла отличаются низкой температурой застывания, окислительной стойкостью, высокими смазывающими качествами.


Выбирая то или иное масло, следует ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля, описанные в сервисной книжке.

Интервал замены трансмиссионного масла намного больше, чем моторного. О его смене следует подумать в конце осени, особенно если ресурс "трансмиссионки" отработан более чем на 2/3.


Для трансмиссионного масла самыми значимыми являются следующие характеристики:

  • Смазывающее свойство
  • Устойчивость к образованию пены
  • Умение противостоять коррозии
  • Легкий холодный пуск коробки передач
  • Экономия топлива
  • Вязкость

Езда в зимнее время – испытание для любого автомобиля. Справиться с ним поможет хорошее синтетическое или полусинтетическое трансмиссионное масло, содержащее пакет качественных присадок. Разумеется, цена таких масел превышает стоимость минеральных, но их преимущества неоспоримы: большой диапазон эксплуатационных температур, хорошие защитные свойства и длительный срок службы.

Критически осматривая тормозную систему автомобиля, особое внимание нужно уделить суппортам, тормозным шлангам, колодкам, а также тормозной жидкости.


Главные характеристики тормозной жидкости – температура кипения и кинематическая вязкость.


Тормозная жидкость

По нормативным стандартам рабочий срок гликолевой ТЖ (DOT 3/DOT 4) – не более 2 лет.

В течение этого времени на тормозную жидкость действуют высокие температуры и различные химические вещества, в результате чего она утрачивает значительную часть своих присадок. В тормозной системе начинается коррозионный процесс, о котором можно узнать по помутнению тормозной жидкости.


Тормозной системе грозят проблемы при попадании в ТЖ влаги. Всего 3,5 % примеси воды может уменьшить температуру кипения тормозной жидкости с 215 °С до 125 °С. Кроме того, вода запускает процесс коррозии в тормозной системе и повышает вязкость жидкости.

В результате зимой ТЖ начинает замерзать, что чревато опасными последствиями: в городском режиме езды, когда требуется часто регулировать скорость, есть вероятность того, что "тормозная смесь" откажет.


Избежать проблем с накоплением воды в тормозной системе поможет тормозная жидкость на силиконовой основе DOT-5.


В отличие от гликолевой, силиконовая жидкость имеет водоотталкивающие качества. Однако у нее есть и недостатки. Во-первых, высокая цена, а во-вторых, неумение диспергировать воду. Проникая в тормозную систему вместе с силиконовой гидравлической жидкостью, вода собирается в ее нижней точке (в суппортах и тормозных цилиндрах).

Технические инженеры поставили перед собой задачу объединить преимущества обеих жидкостей. Так была разработана тормозная жидкость DOT 5.1/ABS. Она имеет в своем составе как смесь гликолевых эфиров, так и силикон, особенно необходимый для эксплуатации в тяжелых условиях.

Такая жидкость одобрена к применению в тормозной системе всех автомобилей. Жидкость DOT 5.1/ABS характеризуется высоким уровнем кипения (более 280 градусов), высокими смазывающими качествами, комплексом противокоррозионных присадок. Однако срок ее замены такой же, как и других ТЖ – 2 года.

Не только летом, но и зимой велика опасность перегрева двигателя автомобиля. Это понимает тот, кто хотя бы раз буксовал на обледенелом склоне. Поэтому еще до первых заморозков стоит полностью проверить систему охлаждения, в частности, оценить состояние охлаждающей жидкости.


Прежде чем решать вопрос о замене охлаждающей жидкости, нужно вспомнить (или узнать), что и как давно заливалось в систему.


Исходя из наличия в ОЖ ингибиторов коррозии, их можно разделить на 3 категории:

  • Нитритные жидкости: рабочий срок – 2 года (60 тыс. км пробега)
  • Силикатные жидкости: рабочий срок – 3 года (100 тыс. км пробега)
  • Карбоксилатные жидкости: рабочий срок – 4-5 лет (150-250 тыс. км пробега)

Наиболее распространены силикатные жидкости, самыми качественными являются карбосиликатные. Большая часть современных антифризов вырабатывается на базе токсичного моноэтиленгликоля, несущего в себе большую опасность для природы и здоровья людей.

Однако в последнее время появились антифризы с основой из более безопасного экологически чистого монопропиленгликоля.

Некоторые автовладельцы разбавляют антифриз водой, допускают смешивание разных антифризов, после чего интенсивно эксплуатируют двигатель. Это не только сокращает рабочий срок охлаждающей жидкости, но и вредит герметичности системы охлаждения.


Об ухудшении свойств антифриза свидетельствуют его мутность, появление желеобразных отложений на стенках бачка или отверстия радиатора. При появлении этих признаков ОЖ следует заменить.