Современная автохимия способна буквально творить чудеса. Большинство нареканий на средства для ухода за автомобилем вызвано не их качеством, а нерегулярностью обработки, несоблюдением технологии нанесения и использованием подделок. Постоянное применение автокосметики намного более результативно, чем ее однократное использование "от зимы до зимы". Только регулярный и аккуратный уход за автомобилем может гарантировать его идеальный внешний вид.
При выборе средств автокосметики необходимо руководствоваться ответами на следующие вопросы:
-
В каком состоянии находится лакокрасочное покрытие (ЛКП) кузова автомобиля: имеются ли сколы, царапины, разводы, потертости, пятна ржавчины и другие дефекты?
-
Как выглядят хромированные детали автомобиля?
-
Каков внешний вид салона: обивки, приборного щитка, стекол, текстиля сидений, кожаной обивки?
-
Есть ли повреждения пластиковых бамперов: трещины и т.п.?
Обнаружив, что именно Вас не устраивает во внешнем виде автомобиля, ответьте на вопрос, какие цели Вы преследуете?
Понятно, что перед владельцем "Мерседеса" и обладателем "Жигулей" первой модели стоят совершенно разные задачи.
Независимо от того, какой препарат будет выбран, стоит помнить несколько фактов:
- Если вместо двух средств можно приобрести одно универсальное, даже заплатив за него в полтора раза больше, сделайте выбор в пользу последнего
- Если кузов автомобиля требует применения абразивного средства, подумайте, какое именно (по тонкости зерна) необходимо для Вашего случая. Покупать четыре банки нет смысла - пригодятся максимум две. А для полировки малого участка поверхности (10 кв.см.) достаточно половины спичечного коробка
- Не нужно покупать отдельное средство для каждого пятна - иногда может помочь и обыкновенный спирт
- В автомобиле обязательно должен быть очиститель стекол. Грязное лобовое стекло в свете фар встречных автомобилей становится почти непрозрачным, что представляет аварийную опасность
Помните, что от чистоты стекол, фар, габаритных огней и зеркал зависит Ваша безопасность.
При выборе химических чистящих средств для текстиля, обшивок и прочих элементов салона, попытайтесь оценить эффект от их применения. Никакой препарат не удалит следы отработанного масла, случайно пролитого на сиденье 10 лет назад - в таком случае поможет только профессиональная чистка на станции или замена обивки (чехлов).
В любом случае имеет смысл приобрести следующий набор средств для ухода за автомобилем: очиститель стекол, автошампунь, полироль защитная и восковая, очиститель двигателя (для удаления особо стойких загрязнений), очиститель пластика, винила и резины в салоне, полироль для приборного щитка (по желанию), преобразователь ржавчины (если таковая имеется), спрей WD-40 или Molykote Multigliss.
Последнее средство наиболее эффективно: возвращает подвижность заклинившим деталям, надежно смазывает, вытесняет влагу и эффективно защищает детали от коррозии. Этих средств вполне достаточно для поддержания машины в нормальном состоянии. Остальное имеет смысл докупать по мере необходимости и финансовым возможностям. Отнюдь не каждому нужен кондиционирующий гель для шин.
Основные виды препаратов
1. Автошампуни: растворяются в воде и используются для мойки автомобиля. Могут содержать полирующие добавки, придающие ЛКП блеск и недолговременную защиту от воздействий внешней среды.
2. Шампуни-очистители: в концентрированном виде удаляют с ЛКП устойчивые пятна от насекомых, смолы и т.п., в разбавленном - используются как обычный автошампунь.
3. Безводные "смывки": применяются для локального удаления загрязнений (например, птичьего помета) с кузова и деталей отделки автомобиля.
4. Полироли - абразивные препараты, частицы которых "сдирают" верхний (микронный) слой ЛКП, окислившийся от вредных воздействий окружающей среды, позволяют загладить мелкие царапинки, освежить и подравнять цвет, вывести матовость после неудачной "гаражной" покраски. Для покрытий "металлик" и "перламутр" используются только специальные абразивы типа "Metallic Finish Restorer", не оставляющие потертостей на верхнем (лаковом) слое.
Помните, что не стоит применять абразивные полироли без особой необходимости, так как в результате постоянного механического воздействии ЛКП истончается. Если есть возможность обойтись локальной обработкой, нет необходимости полировать кузов целиком
Цветообогащенные полироли содержат пигменты основного тона краски. Восстановление цвета ЛКП с их помощью происходит двумя путями: затиркой частиц пигмента введенными в состав препарата особо тонкими абразивными частицами или химической реакцией полироли с верхним слоем ЛКП.
Цветообогащенные полироли используются для освежения цвета кузова и ретуши тонких царапин в результате неправильного ухода за ЛКП. Такие полироли практически не создают защитного покрытия, без дополнительной обработки нестойки и требуют регулярного обновления (в среднем, раз в 2 недели). Подходят для всех типов покрытия: "матовых", "металлик", "перламутр".
Защитные полироли содержат тефлон, уретан и др. синтетические вещества. В процессе обработки происходит реакция полимеризации с верхним слоем ЛКП, что позволяет создать достаточно стойкое к воздействиям окружающей среды защитное покрытие. Оно облегчает мойку машины и способствует меньшему загрязнению ЛКП.
Большинство препаратов при соблюдении технологии обработки обеспечивают защиту ЛКП на 1,5-3 мес. (с учетом климатических особенностей сезона). Защитные полироли могут использоваться отдельно или в комплексе по уходу за ЛКП в качестве верхнего слоя. В продаже есть специальные полироли для покрытий "металлик", но, в основном, они универсальны.
Защитные полироли нельзя наносить на поврежденное ЛКП: все сколы и царапины должны быть предварительно заделаны, в противном случае возможно усиление коррозии. Защитные полироли не используются на нагретом ЛКП.
Восковые полироли представляют собой бесцветные препараты с добавками воска и/или специальных веществ, позволяющих придать ЛКП глубокий влажный блеск. Защитными свойствами они не обладают, но помогают скрыть мелкие царапины и концентрические круги от неправильного ухода за ЛКП. Поскольку восковые полироли визуально обновляют покрытие, чаще всего они используются при подготовке автомобиля к продаже.
Некоторые автовладельцы применяют Top Sealers - консерванты верхнего слоя, или "ионные щиты" - более концентрированный вариант защитной полироли. Они могут использоваться как отдельно, так и в комплексе по уходу за ЛКП в качестве последнего слоя, обладают высокой стойкостью к внешним воздействиям, рекомендуются к применению в неблагоприятных климатических условиях, а также при консервации автомобиля на длительный срок.
Чтобы привести машину в приемлемый вид за минимальное время, применяются жидкие экспресс-полироли. Для простоты нанесения чаще всего они выпускаются в аэрозольных упаковках.
Экпресс-полироли не обладают защитным эффектом.
Полировочные пасты - более густые средства. В отличие от жидких, они наносятся более толстым слоем. Пасты больше подходят для старых поверхностей. Обычно они расфасовываются в плоские банки. Среди полировочных паст есть цветообогащенные, защитные, восковые (в магазинах они обычно называются просто "воском").
Очистители пластика, винила и резины предназначены для очищения, освежения цвета и придания деталям обшивки и отделки салона (обивке дверей, потолка, приборной панели и др.) обновленного внешнего вида. Препараты хорошо растворяют налет от табачного дыма, следы масла, смолы. При регулярном использовании они предохраняют детали обшивки от растрескивания и преждевременного старения. Хороший результат очистители демонстируют при удалении следов полироли с окантовок стекол, молдингов и прочих элементов кузова. Не портят ЛКП автомобиля.
Очистители колесных дисков используются для ухода за поверхностями дисков, удаления загрязнений (например, гудрона) с колодок и т.п. Целесообразны для дорогих кованых и литых дисков (полированных или покрытых эмалью). Очистители поверхностей от насекомых и смолы удаляют следы от насекомых и другие устойчивые загрязнения, растворяют битум, удаляют застарелые пятна.
Полироли для приборного щитка мягко очищают, придают обновленный вид и блеск пластиковым деталям, кондиционируют поверхность и препятствуют дальнейшему налипанию на нее пыли. Обычно такие полироли выпускаются в аэрозольной форме или в виде пропитанных составом губок для протирки поверхностей.
Очистители двигателя подразделяются на пенные (после растворения загрязнений подлежат смыванию водой) и жидкости для протирки поверхностей подкапотного пространства. Эффективно растворяют отложения устойчивых загрязнений (отработанное масло и др.).
Очистители стекол, в состав которых входит нашатырный спирт, удаляют со стекол и зеркал частиицы пыли, налет от табачного дыма и др. загрязняющие вещества. Не рекомендуется протирать ими ЛКП, поскольку нашатырь вызывает помутнение краски. Иногда на чистые сухие стекла и боковые зеркала наносятся составы под названием антидождь - они улучшают видимость при движении в дождь и позволяют в течение некоторого времени обойтись без "дворников" (например, в случае их поломки). Для стекол существуют специальные полироли. С их помощью можно отшлифовать мелкие царапины и потертости лобового стекла. Новым стеклам они придает "хрустальную" прозрачность, снимают "мутность" стекол фар и подфарников.
Очистители и полироли для пластика и винила используются для обновления внешнего вида пластиковых бамперов и шин, придания им блеска и защиты от преждевременного старения. Очистители и полироли для хрома удаляют следы коррозии с бамперов и других хромированных поверхностей, защищают их от появления новых пятен. Не слишком застарелые пятна можно удалить WD-40 или соляркой.
Для вытравления пятен коррозии и подготовки обработанной поверхности к подкраске используются преобразователи ржавчины. Они делятся на две основные категории: для локального применения и для обработки обширных поверхностей, поврежденных коррозией. Основное их различие состоит в концентрации активного компонента. Перед нанесением преобразователя следует слегка счистить более рыхлый поверхностный слой корродировавшего металла с помощью мелкой шкурки, укрепленной на держателе подходящей конфигурации. После того, как обработанное место изменит цвет с ржавого на черный (или темно-серый - зависит от марки средства), поверхность следует промыть и подкрасить.
Косметическая заделка царапин и мелких сколов возможна с помощью специальных ремонтных (восковых) карандашей. Следует помнить, что на "плоские" сколы карандаш не ложится, так как ему не за что "зацепиться" при нанесении. Места, обработанные восковым карандашом, требуют периодического "подновления".
Для подкраски мелких сколов существуют небольшие ремонтные флаконы с акриловой краской (лаком) мгновенной воздушной сушки. В крышку каждого такого флакона вставлена маленькая кисточка, позволяющая аккуратно обрабатывать поврежденные места. Перед нанесением краски необходимо промыть поверхность, удалить с нее следы коррозии и обезжирить (например, уайт-спиритом).
Molykote Multigliss и WD-40 может успешно заменить дисперсия EFELE UNI-M Spray. Это универсальное смазочное средство образует на поверхностях устойчивую влагоотталкивающую пленку, защищая узлы детали и узлы автомобиля от коррозии и износа.
EFELE UNI-M Spray сочетает в себе свойства, которые не удается соединить в себе другим универсальным смазкам. С одной стороны, она легко проникает к самым труднодоступным узлам, с другой – не вытекает из зоны трения.
Несущая способность и противоизносные свойства EFELE UNI-M Spray усилены за счет введения в его состав твердых антифрикционных наполнителей. Присутсвие ингибиторов коррозии обеспечивают дисперсии отличные антикоррозионные свойства.