Подготовка автомобиля к зиме осуществляется, в том числе, с применением средств автохимии. Среди последних выделяется группа препаратов, которые заслуживают особого внимания – аэрозольные средства, обеспечивающие быстрый пуск двигателя.
Они созданы на основе легкоиспаряющихся и легковоспламеняющихся эфиров, гарантирующих уверенный запуск при температуре до -50°С.
Вследствие низких температур окружающего воздуха испаряемость бензина значительно ухудшается, а плотность воздуха увеличивается. Это приводит к значительному обеднению горючей смеси и ее плохому воспламенению при запуске бензиновых двигателей.
В дизелях из-за повышения вязкости топлива и снижения температуры воздушного заряда в цилиндрах нарушаются условия смесеобразования и ухудшается самовоспламенение дизтоплива.
Если к этим проблемам прибавить не всегда надлежащее качество топлива и несоответствие отечественных ГСМ всем требованиям ГОСТов, застывшее на морозе масло и разряженный аккумулятор, то становится ясно, что даже полностью исправный и отрегулированный двигатель запустить в сильный мороз нелегко.
Несмотря на широкий выбор различных электронных устройств, способствующих быстрому запуску двигателя в холодное время года, производители автохимии до сих пор выпускают препараты, преследующие ту же цель.
Как правило, эти средства представляют собой специальные аэрозольные составы или газ на основе метила, "упакованный" во флаконы под высоким давлением. Причем зарубежные производители автохимии придерживаются, в основном, первой "версии".
На Западе такие средства выпускаются только для стран СНГ, имеющих более "щадящие" по отношению к подобной продукции природоохранные законы.
В европейских странах химические средства реанимации двигателя практически изжили себя. Развитая сеть сервисных станций, отлаженная мобильная связь, здоровая конкуренция в сфере ремонтных услуг, страхование нештатных ситуаций – все это значительно облегчает жизнь зарубежных автомобилистов.
Российским же водителям до сих пор приходится решать проблемы зимней эксплуатации автомобилей с помощью автохимии.
Эфир, входящий в состав химических средств для быстрого запуска двигателя, может нанести последнему непоправимый вред, так как он смывает смазку с цилиндров. Поэтому частое применение препаратов на основе эфиров нежелательно.
Производители автохимии нашли решение этой проблемы, разработав составы, содержащие, кроме эфира, другие компоненты. Один из таких препаратов известен очень давно: еще в 1957 году американская компания K&W (Aviex) разработала и запатентовала аэрозоль для быстрого запуска дизельных и бензиновых двигателей KW5415 Patented Starting Fluid на основе эфира и пропана.
Наличие пропана не только облегчает пуск двигателя при низких температурах, но и предотвращает его износ в первые секунды работы.
Импортных препаратов для быстрого запуска двигателя на рынке несоизмеримо больше, чем отечественных. Например, компания Gung (США) выпускает целую серию средств Starting Fluid (M3515, M3911, M3815). Продукты этой серии характеризуются хорошими смазывающими свойствами и наличием в составе ингибиторов коррозии.
Еще одна американская фирма – Honeywell Holt Lloyd Сorporation – в аннотации к своим средствам Bradex Easy Start и Prestone Starting Fluid утверждает, что они в 3-4 раза эффективнее других, так как "в них содержится смесь этилового и диэтилового эфира и пропана, а также смазка цилиндра, способствующая сглаживанию детонации".
Свои препараты для "быстрого старта" выпускают и компании, больше известные своими ГСМ: Shell (Start Gas AT06S), Liqui Moly (Start Fix).
Большинство производителей рекомендуют использовать свои препараты для всех бензиновых двигателей (поршневых и роторно-поршневых, 2-х и 4-тактных, карбюраторных и впрысковых), ограничивая их применение для дизелей.
Некоторые фирмы вообще запрещают использовать средства для быстрого пуска в дизельных двигателях, оборудованных свечами накаливания, а некоторые (например, Liqui Moly), просто советуют "отключить свечи накаливания и нагреваемые фланцы, открыть дроссельную заслонку на полную, распылить средство во впускной коллектор и запустить двигатель".
Препараты можно также впрыскивать в корпус воздушного фильтра и в воздухозаборник, а затем действовать по инструкции: либо сразу запускать двигатель, либо ждать несколько секунд.
Все без исключения производители советуют не распылять жидкость вблизи открытого огня, электрооборудования или уже запущенного двигателя и не впрыскивать жидкость более трех раз, если двигатель так и не завелся.
Последнее ограничение связано с тем, что, помимо своего основного предназначения (облегчения пуска бензиновых и дизельных двигателей при отрицательных температурах), средства для быстрого запуска могут применяться и для диагностики системы питания. Если двигатель заглох, работает с перебоями или плохо "тянет", необходимо впрыснуть состав во впускной трубопровод.
Если сразу после этого неработающий двигатель при прокрутке стартером даст "вспышки", а у работающего на время исчезнут перебои, то это означает, что система питания неисправна, и причину нужно искать именно в ней (например, засорился фильтр, трубопровод или игольчатый клапан карбюратора, вышли из строя бензонасос или датчики микропроцессорного устройства и т.д.). Если же двигатель никак не отреагировал на эту процедуру, то, скорее всего, имеются проблемы в системе зажигания или механизме газораспределения.
Кроме того, средства для быстрого запуска рекомендуется применять для "реанимации" техники, находившейся на длительном хранении, в сырую погоду, при сильно разряженном аккумуляторе. Однако увлекаться ими все же не стоит.
Для двигателя гораздо полезнее применение профилактических средств, уменьшающих силу трения, предотвращающих износ деталей, образование конденсата и парафина (касается дизтоплива) в топливных баках, прочищающих топливную систему, форсунки и карбюраторы, удаляющих влагу с электрических контактов и выполняющих другие полезные функции.