Органические пероксиды в топливе имеют очень важное значение, выполняя роль промоторов горения (улучшают воспламеняемость). Это влияет на рабочий процесс дизеля и токсичность отработанных газов. Более того, пероксиды инициируют процессы полимеризации, вулканизации и структурирования. Органические пероксиды способны изменить свойства топлива в которое добавляются.


При добавлении органических пероксидов изменяются свойства топлива.


Зачатую органические пероксиды входят в состав композиций, где есть ПАВ, карбоновые кислоты, жирные амины, галогенированные углеводороды и прочее.

Для эксперимента в качестве промотора горения взяли пероксид (в смеси с другими органическими соединениями суммарная массовая доля не более 5 % мас.).


Ниже перечислены факторы, которые учитывались при выборе этого продукта:

  • Санитарно-гигиенические характеристики
  • Совместимость с топливом
  • Чувствительность к удару и трению
  • Простота технологии производства
  • Доступность сырья
  • Приемлемая цена

Анализируемый противодымный промотор горения с массовой долей не ниже 95 % имеет следующие характеристики:

  • ПДКрз – 100 мг/м3, класс опасности 4
  • Растворимость: в воде – 0,9 %; в органических растворителях (бензол, толуол, пентан и др.) – неограниченно
  • Температура вспышки – +4,0 °С
  • Температура воспламенения – +15,0 °С
  • Температура самовоспламенения (стандартн) – +515,0 °С
  • Температура кипения – +110 °С
  • Температура разложение – +37,0 °С
  • Температура застывания – +36,5 °С
  • Температура самоускор. разложения – выше +80 °С
  • Температура полупраспада в теч. 1 мин. – +192 °С
  • Температурные пределы воспламенения, °С: нижний – -3; верхний – -34
  • Чувствительность к удару и трению – отсутствует.

Испытания ПГ проведены на двигателе автомобиля «КамАЗ» в осенне-зимний период. Добавка загружалась непосредственно в топливо марки Л-02-62 (ОАО «НК НПЗ») из автозаправочной цистерны предприятия.

Дымность отработавших газов оценивалась в соответствии с ГОСТ 21393-75 дымометром МК-3. Нормируемый показатель – оптическая плотность отработавших газов. Дымность определялась при работе на топливе без добавки и в присутствии 0,10-0,20 % масс. добавки.


Дымность оценивалась в 2-х режимах:

  • Режим свободного ускорения – разгон двигателя от минимальных до максимальных частот вращения на холостом ходу
  • Режим максимальной частоты вращения – работа двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива

В оптимуме при добавлении 0,15 % масс присадки зафиксировано понижение дымности в режиме свободного ускорения – на 16-18 %, в режиме максимального ускорения – 21-22 %.

Улучшение экологических характеристик моторных топлив в РФ в настоящее время практически не стимулируется, добавление ПГ к судовому маловязкому топливу, в зависимости от режима нагрузки дизеля понижает выброс оксидов азота (2-12 %), оксидов углерода (10-20 %), нормируемый показатель – натуральный показатель ослабления светового потока в дымометре (ГОСТ 24028-80, прибор ИНА-109) понизился в отдельных режимах на 35-42 %.

Расход топлива в разных режимах при добавлении 0,07-0,5 % добавки ПГ понижается соответственно на 1,1 % (75 % загрузки мощности), 5,2 % (50 % загрузки мощности).

Пероксидные присадки в топливо, присадки в топливо

Одним из основных аргументов противников применения пероксидов считается их нестабильность, обусловленная высокой реакционной способностью.

Предложенный нами пероксид в концентрированном виде (не ниже 95 % основного вещества) в течение 1 года сохраняет свою активность при условиях правильного хранения при температуре не выше +40 °С.

30 %-ный раствор пероксида в углеводородном растворителе при хранении в нетермостатированном помещении при перепадах температур зима-лето в течение 8 лет потерял лишь 15 % своей активности. В течение года массовая доля активного кислорода остается без изменений.


Добавка ПГ вводится либо на нефтебазах и АЗС, либо непосредственно потребителем при загрузке топлива в емкости хранения.


Технология производства ПГ отработана на опытно-промышленной установке. Цена ПГ конкурентоспособна в сравнении с алкилнитратными добавками используемыми в настоящее время в качестве промоторов горения дизельного топлива.