Грамотные автовладельцы знают, что в связи с наступлением холодов необходимо заменить свечи, переставить крышку воздушного фильтра в положение «зима», сменить масло. Окончание же зимы – это время для мытья кузова, замены просоленных за зиму тормозных колодок, уборки салона. За перечислением всех этих операций часто забывается о необходимости контроля за качеством топлива, в то время как эта тема весьма актуальна.


Всем известно, что бензин у нас невысокого качества, но никто не знает, почему это так.

В стране действует довольно жесткий ГОСТ, и проверки показывают, что октановое число топлива соответствует или даже превышает норму, но проблемы остаются.

Оказывается, что производители бензина нашли способ получать высокооктановые сорта топлива из низкосортных, почти не нарушая требований ГОСТа. Наибольшей популярностью среди автовладельцев пользуется неэтилированный бензин А-95. На нем работают двигатели большинства автомобилей с системой впрыска топлива, эксплуатируемых в России, следовательно, он приносит максимум прибыли производителям. Сегодня 95-й бензин возможно получать из 92-го не на НПЗ, а непосредственно на нефтебазе, перед отгрузкой потребителю. Достигается этот результат при помощи присадок, причем разрешенных ГОСТом. Во что же обойдется такое «усовершенствование» бензина простому автовладельцу?


Используется два основных вида присадок, повышающих октановое число – металлосодержащие и на основе производных бензола. Иногда они применяются совместно.


Для двигателя такие присадки представляют опасность: даже наименее вредные металлосодержащие добавки могут вызвать повышенный износ деталей, а присадки на основе соединений железа негативно влияют на свечи. Добавки ксилидина и экстралина, бензола (ароматические соединения) вызывают повышенное осмоление бензина при хранении, транспортировке и, самое главное, при его использовании.

Как же влияет на двигатель заливка топлива с присадками, повышающими октановое число? Начинается процесс загрязнения топливной системы автомобиля, образуются отложения на стержнях клапанов и компрессионных кольцах. И если при летнем режиме эксплуатации автомобиля отложения удаляются естественным путем (при скоростной езде по трассе часть отложений выгорает и удаляется через выхлопную трубу), то зимой, при холодных пусках двигателя, постоянных прогревах и езде на холостых оборотах в городских пробках отложения накапливаются на деталях, что приводит к потере их подвижности и выходу двигателя из строя.

Топливная присадка Liqui Moly

Гарантии приемлемого качества бензина нет, но есть возможность свести на нет последствия эксплуатации автомобиля на смолистом топливе при помощи очищающих присадок.

Немецкая компания Liqui Moly – известный европейский производитель топливных присадок. В ее ассортименте представлены добавки универсального и специализированного действия.


Универсальные, предназначенные для профилактики, являются многофункциональными, ухаживающими за системой впрыска.

Их функции: удаление воды из топливной системы, мягкая очистка отложений с клапанов, из камер сгорания, из топливопроводов и форсунок, защита от коррозии. Такие присадки можно применять для общего улучшения свойств бензина, придания ему моющих свойств.

Универсальные присадки от Liqui Moly эффективно очищают топливную систему и камеры сгорания, обеспечивают длительную защиту от коррозии. Присадка Speed-Benzin-Zusatz предназначена для любых бензиновых двигателей, ее рекомендуется добавлять в топливо при каждой заправке. Присадки MTX-Vergaser-Reiniger (для карбюраторных двигателей) и Injection-Reiniger (для инжекторных двигателей) применяются профилактически каждые 2000 км пробега. Карбюраторный состав, кроме всего прочего, эффективно борется с водой в бензине и препятствует обмерзанию карбюратора в холодную погоду.

У присадки MTX-Vergaser-Reiniger имеется еще одно интересное применение: она отлично очищает фаски клапанов перед их регулировкой. Ее применение позволяет повысить точность регулировочных работ, однако способ применения отличается от общепринятого «через бак».

Состав засасывается напрямую в карбюратор или впускной коллектор инжекторного автомобиля через вакуумную трубку (например, трубку вакуум-корректора распределителя зажигания) при работе двигателя. 300 мл присадки расходуется в два приема: первая половина – на холостом ходу двигателя, вторая – после 10-минутной остановки на повышенных оборотах двигателя.


Специализированные присадки можно разделить на две группы: сервисные и однофункциональные. Сервисные требуют специального оборудования и знаний, поэтому их применение в «гаражных» условиях может оказаться небезопасным.


Однофункциональные присадки, например, Ventil Sauber, Speed-Tec, Fuel Protect, Benzin Stabilizator, Blei-Ersatz, решают определенные задачи. Ventil Sauber предназначена специально для очистки клапанов и камер сгорания. Она способствует удалению нагара из камер сгорания и с тарелок клапанов, обеспечивает свободное наполнение цилиндров двигателя топливной смесью и поднимает мощность. Рекомендуется вводить 250 мл присадки Ventil Sauber на 40-70 литров топлива при каждой заправке автомобиля.


Liqui Moly Fuel Protect

Присадка Speed-Tec используется для поднятия мощности и приемистости в режимах частичной нагрузки двигателя.

Она модифицирует процесс сгорания бензина, делая его более полным, и повышает тяговые характеристики двигателя. Присадка Speed-Tec прекрасно работает на любых двух- и четырехтактных двигателях, активно используется для гоночных автомобилей.

Присадка Fuel Protect нейтрализует воду в топливе и защищает детали двигателя от коррозии. С водой и бензином она образует азеотропную смесь, не засоряющую топливный фильтр и сгорающую в двигателе без вредных последствий.


Fuel Protect препятствует образованию льда в карбюраторе и бензобаке, защищает бензонасос от повреждений, облегчая эксплуатацию авто в зимнее время.

Присадка Benzin Stabilizator предотвращает потери качества бензина при хранении, поэтому она используется для консервации топливной системы в период сезонного хранения техники. Benzin Stabilizator вводится в топливо из расчета 25 мл на 5 литров бензина.

Двигатель запускается на 10-15 минут до заполнения полученной смесью всей системы. Присадка Blei-Ersatz предназначена для улучшения теплоотвода от клапанов старых двигателей при работе на неэтилированных бензинах. Она предохраняет клапаны двигателя от прогара и растрескивания. Предназначена для старых двигателей коллекционных автомобилей.


Иными словами, средства борьбы с низкокачественным топливом и последствиями от его использования есть. Надо лишь соблюдать дозировку, указанную на упаковке и не смешивать топливные присадки одного спектра действия.

Любые присадки лучше применять заранее, не дожидаясь возникновения проблем с топливной системой. Эффект от них будет максимальным в случае заливки в бак сначала присадки, а затем необходимого по дозировке количества бензина.