В практике автосервисов уже давно получили широкое распространение разнообразные клеевые технологии. Многие из них рекомендованы производителями машин и являются стандартным способом ремонта.


Возможности современных клеев велики – с их помощью можно решать и огромное количество задач, возникающих во время ремонта.


У технических клеев – адгезивов, в сравнении с другими способами крепежа, такими как резьбовые, хомутные соединения или, скажем, сварка, есть много преимуществ. Особенно при нестандартных работах, связанных с восстановлением поврежденных деталей. В этом случае ремонт с использованием клея оказывается гораздо более технологичным и дешевым, чем с помощью других методов.

Клей способен восстанавливать изделия, выполненные из хрупкого и труднообрабатываемого материала или же скреплять основы сложной формы, для которых другие способы восстановления оказываются неподходящими.

При этом в рамках определенных условий качество крепежа, выполненного с помощью адгезива, иной раз оказывается выше, чем при ремонте с использованием других методов, и это при относительно невысокой стоимости клея.


Адгезив равномерно распределяет напряжение между соединяемыми элементами – это и является самым важным моментом при работе с хрупкими материалами.


Кроме того, многие полимерные материалы, из которых выполнены современные средства, обеспечивают защиту от коррозии, воздействия влаги или каких-то других агрессивных сред.

Разделения адгезивов на категории, в зависимости от их свойств


Область применения

Все адгезивы отличаются по материалам, для склеивания которых предназначены. Хотя градаций в этой плоскости может быть масса, большинство используемых в автосервисе составов обычно принадлежит к одной из групп: это либо клеи по пластику, многие из которых при этом способны склеивать также стекло, либо клеи, предназначенные исключительно для работы со стеклом, либо адгезивы металлов.

Существуют универсальные вещества, предназначенные для склеивания самых разнообразных поверхностей. На самом деле при работе с любым из материалов нужно выбирать только те клеи, которые предназначены именно для данного конкретного материала.


Состав

Адгезивы отличаются по материалам, из которых они сделаны – из полимерных веществ, либо эпоксидных смол. Главное отличие первых от вторых в том, что при склеивании полимеры практически не образуют никакой структуры, склеиваемые основы соприкасаются друг с другом.

Эпоксидные же клеи обязательно образуют жесткую фактуру. Соответственно, использовать их в тех ситуациях, когда важно не нарушить размеры деталей, нельзя, зато эпоксидки могут оказаться очень полезными при заделывании трещин и других повреждений, связанных с разрывом исходного материала.


Скорость затвердевания

Все клеи различаются по скорости затвердевания. Обычно требуется определенное время для того чтобы создать надежный соединительный шов. Для быстрого склеивания изобретены моментальные клеи.

Некоторые из них схватывают буквально за доли секунды, причем иногда настолько крепко, что в случае склеивания рук могут возникнуть серьезные травмы.


Основным требованием техники безопасности при работе с такими адгезивами становится использование полиэтиленовых или резиновых перчаток.


Основное преимущество таких клеев – возможность быстрого получения результата. Наряду с неоспоримым преимуществом, быстродействующие клеи имеют ряд недостатков: например, их стоимость гораздо выше, чем обычных клеев.


Способ подготовки основы

Очистка, обезжиривании или применение специального грунта – обычно предоставляется вместе с основным клеем. Поскольку выполнение несложных процедур по его нанесению обеспечивает более прочное соединение, чем в случае применения клеев, не требующих специальной обработки, необходимость обезжиривания или грунтовки – это не недостаток, а, скорее, достоинство клея.


Но в тех случаях, когда приходится склеивать труднодоступные поверхности, удобнее применять соединения, которые не потребуют предварительной обработки детали.


Способ подготовки самого клея

Существуют двухкомпонентные клеи, которые перед применением необходимо смешать – в комплект входят два вещества. Такие виды клеев обладают высокими потребительскими качествами, например, эпоксидные смолы.

Недостаток лишь в сложности процедуры подготовки такого клея, но в большинстве случаев двухкомпонентность может стать скорее преимуществом клея, чем его недостатком.


Вязкость

Измеряется вязкость в сантисоксах и определяет проникающую способность клея и уровень надежности удерживания его на поверхности. Обычно в продаже имеются адгезивы с величиной вязкости, равной 5-300 сантисоксов.

Вещества с низким значением вязкости легко заполняют узкие щели, внутрь которых невозможно поместить обычный клей. Высокая вязкость клея помогате при склеивания, например, широких вертикальных поверхностей.


Взаимодействие с техническими жидкостями

Изначально, все вещества устойчивы к бензину, маслу и к прочим применяемым в автомобиле веществам. Но этим свойством наверняка не будут обладать бытовые клеи. Поэтому с ними очень важно быть крайне осторожными.


Термическая стойкость

Адгезивы по-разному реагируют на разные температуры и на её перепады. При склеивании пластика большинство полимерных веществ выдерживают температуру от – +40 °С до +120–150 °С. Более высокие или низкие температуры в этом случае не нужны, поскольку сам пластик вряд ли способен выдержит столь существенные перепады. Та же ситуация и с клеями, применяемыми для стекол.

Если же говорить об эпоксидных составах, то они обычно рассчитаны лишь на существование при средних температурах, и если слабый мороз худо-бедно для них не страшен, то сильный жар может привести к потере свойств.


Соответственно, эпоксидки нельзя применять на тех поверхностях, которые подвергаются сильному термическому воздействию.


Что же касается адгезивов металла – к сожалению, для многих из них поддержание невысокой температуры также становится критичным условием для сохранения качества шва. Но, с другой стороны, есть отдельные препараты, которые способны выдерживать и до полутора тысяч градусов. Именно их рекомендуют использовать при ремонте, например, деталей выпускного тракта.


Выдерживаемая нагрузка

По мнению специалистов, основная часть клеев (для склеивания пластиков, стекол, резины и т.п.) после застывания образуют однородное соединение, по прочности эти соединения не уступают самому склеиваемому материалу. Иногда, после физического воздействия на отремонтированную деталь она ломается в другом месте, не в том, где ранее был наложен шов.


Но все это справедливо только для клеев, предназначенных для стекла и пластика.


Естественно, прочности металла никакой адгезив дать не сможет. Поэтому реставрировать металлические детали с помощью различных клеящих технологий (самая распространенная из них – «холодная сварка») можно лишь в том случае, если деталь не подвергается существенным нагрузкам. В противном случае желательно поискать какие-то другие способы ремонта.


Эластичность

Клеи с высокой эластичностью предназначены для фиксирования соединений тех деталей, которые постоянно подвергаются изгибам или вибрации. В зависимости от своего типа некоторые адгезивы способны сохранять соединение при перегибах, достигающих +120 °С.

Однако в случае работы с твердыми пластиками, например, при склеивании бампера автомобиля, предпочтительнее использовать неэластичные клеи, поскольку именно они смогут обеспечить твердое соединение.


Устойчивость к старению

Эта характеристика позволяет использовать клей в авторемонтном производстве, здесь лучше применять эпоксидные смолы. В случае, если отремонтированная деталь не подвергается сильным термальным или физическим нагрузкам,она может сохранять надежность соединения долгие годы.


Но, если мы рассматриваем качественные полимерные клеи – то они также показывают отличные свойства со временем старения.


Чувствительность к воздуху

Некоторые клеи обладают и рядом других полезных свойств. Особую группу составляют так называемые анаэробные клеи, которые затвердевают, как только к детали прекращается доступ воздуха. В практике автосервисов такие препараты наиболее часто используются для фиксирования резьбы или для уплотнения конусных соединений.

широкий ассортимент клеев Permabond

До тех пор, пока болт или винт не будет завинчен, клей не застывает. Но стоит только затянуть соединение – доступ воздуха прекращается, и после этого происходит фиксация. Причем обычно предлагается два типа фиксаторов резьбовых соединений.



Первый – высокопрочный – имеет стандартную, вне зависимости от производителя, красную упаковку и предназначается для тех случаев, когда болт или винт завинчивают раз и навсегда. После затвердевания разъединить соединение можно будет лишь после его нагрева до +220 °С. Второй тип фиксажа – разъемный – упаковывают в коробки синего цвета.


Получающийся в результате использования такого клея шов выдерживает нагрузку до определенного уровня.


Поэтому при желании мастер всегда сможет отвернуть винт или болт, приложив к нему нужный момент. Причем в этом случае он может быть абсолютно уверен, что при заданном моменте болт легко отвернуть, поскольку все фиксаторы резьбы дополнительно обладают ярко выраженным антикоррозионным свойством.

Фиксаторы же конусных соединений также затвердевают при попадании в безвоздушное пространство, однако в отличие от резьбовых соединений обладают более высокой плотностью, что позволяет им нивелировать незначительный износ (до 0,3 мм в зависимости от марки клея) посадочного места.


Есть и другой тип клеев – обычно это различного рода эпоксидные смолы, которые, наоборот, затвердевают при воздействии воздуха.


Такие препараты хранятся в герметичных упаковках, которые перед применением вскрываются, после чего остается 5-10 минут на то, чтобы заделать смолой шов. Потом она застывает, и образуется твердое соединение. На подобном принципе основано действие «холодной сварки». Преимущество их в том, что перед склеиванием нет необходимости смешивать компоненты.


Чувствительность к свету

Другой тип клея – светоотвердевающий – обеспечивает фиксацию при попадании на шов ультрафиолетовых лучей. Он стоит особняком среди всех полимерных адгезивов, клеящих пластики и стекло: обычно швы, образуемые такими клеями, очень страдают от прямых солнечных лучей, и часто именно свет становится причиной нарушения соединения.

Полимерными адгезивами, как правило, нельзя склеивать прозрачные материалы. Для этих-то целей и создан светоотвердевающий клей, который при попадании яркого света становится только тверже.


Электропроводимость


В некоторых случаях незаменимы клеи, обладающие высокой степенью электропроводимости.


Ими склеивают контакты электропроводки, в том числе те, которые используются для обогрева заднего стекла автомобиля. А есть препараты, обладающие, наоборот, диэлектрическими свойствами – их применение полезно при реставрации изоляции высоковольтных проводов и прочих работ с деталями системы энергообеспечения автомобиля.

В первую очередь на современных автомобилях клей нужен при работах, связанных с остеклением. Причем с помощью различных составов можно не только приклеивать стекла, но и производить их ремонт, и восстанавливать обогревающие заднее стекло контакты.


Кроме того, на большинстве автомобилей зеркала заднего вида также прикрепляют к ветровому стеклу клеем.


Для работы со стеклами необходимы специальные адгезивы. Многие из них изначально предназначены для ремонта автостекол, что отражается в самих их названиях («Клей для вклеивания ветрового стекла», «Клей для ремонта стекол», «Клей для крепления зеркала заднего вида» и т. п.). Однако, в принципе, для этих целей могут быть использованы и обычные клеи – главное, чтобы они были рассчитаны на склеивание стекол.

При выборе таких клеев важно учесть несколько существенных моментов. Во-первых, для всех подобных работ необходимо применять светоотвердевающие вещества, поскольку в противном случае постоянное попадание яркого света станет отрицательно сказываться на качестве соединения. Для склеивания трещин на стекле возьмите полимерные адгезивы с низкой вязкостью. И проследите за тем, чтобы выбранный вами клей не терял свойств даже на сильном морозе.


Тщательное обезжиривание склеивание поверхностей – основной фактор качественной фиксации стекол: на гладком стекле быстро появляется жировая пленка, существенно снизжающая эффективность адгезивов.


Клеи для жесткого пластика незаменимы при ремонте бамперов. Как и в случае со стеклами, есть специальные составы, которые предназначены для их ремонта (обычно они входят в состав так называемых ремнаборов). Естественно, в идеале нужно использовать именно их, тем более что во многих таких препаратах сочетаются свойства клея и шпатлевки: ими можно заравнивать незначительные вмятины на бампере, и на них хорошо ложится краска.

В противном же случае оптимальными были бы либо полимерные препараты для пластика, либо же, особенно если приходится склеивать «рваный» шов, эпоксидные смолы с аналогичными свойствами. Кстати, с их помощью также можно заравнивать вмятины.

Обычно мягкий пластик представлен в элементах отделки салона. Отсюда и требования к клеям для его раставрации. Во-первых, поскольку сама основа не имеет жесткой структуры, желательно при работе с мягкими пластиками использовать эластичные клеи.


К тому же, раз речь идет об элементах декора, желательно, чтобы клей не оставлял следов.


Эпоксидная смола для этих целей не подойдет. Лучше искать бесцветные составы с высокой проникающей способностью. А зато многими другими параметрами, например устойчивостью к большим нагрузкам или к агрессивной среде, при таких работах можно смело пренебречь. Какая уж там агрессивная среда в салоне-то автомобиля! Другое дело, если требуется залатать расширительный бачок или бачок омывателя.

Кстати говоря, в первом случае использовать клей имеет смысл лишь при крайней необходимости: расширительный бачок при возникновении трещин лучше заменить новым, уж больно серьезными могут оказаться последствия при неожиданной протечке. А вот бачок омывателя запросто можно заклеить, используя стойкий к высоким температурам, воде и техническим жидкостям эластичный полимерный клей.


Существует масса клеев для резины, в том числе и бытовых, которые вполне могут справиться со вспомогательной работой (например, с заклеиванием салонных ковриков или брызговиков).


Для этих целей подойдут и многие эластичные клеи для пластика. Хуже, если предстоит заделать один из шлангов в двигателе или прохудившееся колесо. В последнем случае обязательно надо использовать только специальные клеи для ремонта колес, поскольку все остальные препараты, скорее всего, окажутся не рассчитанными на большое давление.

Что же касается шлангов, то заклеивать можно лишь некоторые виды воздушных патрубков, а также ряд шлангов вспомогательных систем. Естественно, ни тормозные, ни топливные шланги клеить ни под каким видом нельзя.

Если же возникнет необходимость заклеить, например, воздушный патрубок, с этой задачей может справиться любой полимерный клей, способный работать при высокой температуре, выдерживать хотя бы полторы атмосферы давления, имеющий высокую эластичность, низкую вязкость и к тому же нечувствительный к техническим жидкостям.


Это если трещина невелика. При возникновении же большой прорехи можно применить эпоксидку с аналогичными свойствами.


В идеале, если есть такая возможность, лучше заделать прореху с помощью заплатки. Но во многих случаях такая операция может быть сильно затрудненной из-за ребристой поверхности шланга, которая, кстати, может помешать обезжириванию.

Особняком стоят фиксаторы резьбы и конусных соединений, а также клей для ремонта узлов системы выпуска воздуха, выдерживающий температуру до +1500 °С. Это все специальные составы, предназначенные для склеивания конкретных узлов. Именно для этих целей их и стоит использовать.


Самое главное – покупать стоит лишь клей известных производителей. В противном случае при высоком уровне предложения существует большая опасность купить препарат, не в полной мере соответствующий заявленным нормам.