Использование клеев и герметиков актуально как при выполнении экстренных (аварийных) ремонтов, так и при заранее спланированном техническом обслуживании автомобиля.
Разнообразие свойств полимерно-адгезивных материалов и широкий диапазон возможных неисправностей исключают наличие единых стандартов применения клеев.
Условно, исходя из свойств и назначения клеевых материалов, их можно разделить на три группы:
- Для быстрого (аварийного) устранения возникших неисправностей
- Специального назначения
- Для выполнения слесарных разборно-сборочных работ
Типовые технологические рекомендации по устранению неисправностей могут быть пригодны при наличии хорошо оснащенной станции технического обслуживания с высококвалифицированным персоналом и полным ассортиментом всех запасных частей.
Но, как правило, способ и средства устранения неисправностей определяются совокупностью факторов: типом поломки, местом ее обнаружения (гараж, специализированный диагностический центр или проселочная дорога), общим состоянием автомобиля, наличием свободного времени и денежных средств у владельца авто и т.д.
Автомобиль – это механизм, детали и узлы которого подвержены различным нагрузкам: тепловому и динамическому воздействию, вибрациям, коррозии, взаимодействию с различными материалами (топливом, смазками). Риск поломки в самом неподходящем месте существует абсолютно для всех автомобилей. Максимально сократить процент этого риска можно посредством регулярных осмотров и диагностики авто.
От нежданной "встречи" с посторонним предметом, находящимся на пути следования автомобиля, не застрахован ни один водитель.
Если неприятность произошла в теплый день, то для экстренного ремонта автомобиля иногда бывает достаточно одной упаковки быстроотверждаемого состава, по вязкости схожего с пластилином, например, отечественного «Полирем-10» или импортного формирователя прокладок Permabond.
Эти продукты могут быть полезнее целого ящика прокладок, запасных частей и инструментов. Главное – правильно и аккуратно их применить.
Необходимо помнить, что материалы, которые отверждаются быстро, не обладают достаточно высокой степенью адгезии и прочности. Использование подобных препаратов не решает проблему навсегда, они не гарантируют полного восстановления ресурса отремонтированной детали.
Если таким материалом отремонтирован радиатор, а до пункта назначения предстоит преодолеть немалое расстояние, то с собой необходимо иметь запас тосола, потому что течь может возобновиться в том же месте. По прибытию следует обязательно проработать данную проблему более основательно, так как быстроотверждаемые составы предназначены, в основном, для работы в аварийных ситуациях.
В корпусных деталях могут возникать различные трещины, которые зачастую становятся причиной их выбраковки.
При появлении трещины, например, между масляным каналом и системой охлаждения традиционные способы ремонта (сварка, наплавка, пайка) часто оказываются бессильными. Решить проблему помогут несколько капель анаэробного герметика Permabond A126.
В настоящее время без клеев и герметиков при сборке автомобиля уже не обойтись. Данный факт диктует и необходимость их применения при обслуживании и ремонте автомобилей.
Однако безграмотное применение может оказаться не только бесполезным, но и принести ощутимый вред.
Например, замена обычной прокладки на жидкую при сборке половинок корпуса коробки передач приведет к уменьшению зазора в конических подшипниках и послужит причиной перегрева и возможного заклинивания.
Замена обычной прокладки жидкой при установке водяного насоса на двигатель ВАЗ может привести к тому, что крыльчатка насоса будет упираться в корпус блока цилиндров и сделает насос неработоспособным. Опыт использования жидких прокладок показал, что в этих случаях они полезны в сочетании со штатными.
Резьбовые соединения, монтаж которых производился на заводе-изготовителе, разбираются без труда даже после десяти лет эксплуатации.
При разборке резьбовых соединений годовалой давности, сборка которых производилась самостоятельно или на станции технического обслуживания (особенно это относится к подвеске автомобиля), не обходится без сорванных граней гаек и болтов, сломанных ключей и ссадин на руках.
Зачастую приходится выбирать между газосварочным аппаратом и молотком с зубилом, в то время как на всех автозаводах давно используются специально разработанные для этих целей анаэробные фиксаторы, назначение которых фиксация и герметизация резьбы.
Герметизация резьбы исключает попадание в нее влаги и загрязнений, тем самым предупреждая возникновение коррозии. Правильно подобранный герметик, например, анаэробный фиксатор Permabond A130, обеспечивает не только надежную фиксацию и герметизацию резьбового соединения, но и его последующую разборку без повреждения деталей.
EFELE 113 является эффективной заменой фиксатора Permabond A130. Это высококачественный анаэробный состав для создания соединений средней прочности.
EFELE 113 эффективно предотвращает ослабление крепежа вследствие вибраций или теплового расширения, обеспечивает надежную герметизацию соединений, заменяет различные стопорящие элементы и уплотняющие материалы и т.д.
Благодаря устойчивости к различным нефтепродуктам, газам, растворам кислот и щелочей состав эффективен практически в любых условиях эксплуатации.
Перечень возможных неисправностей автомобиля велик, так же как и ассортимент полимерных материалов для их устранения. Только владение знаниями о свойствах и особенностях клеевых составов делает их применение эффективным.