Перед применением клея Loctite рекомендуется хорошо обработать поверхность до уровня шероховатости от 0.8 до 3.2 микрон. Необходимо избегать очень гладких поверхностей, так как они уменьшают коэффициент "сцепления" материалов.

клей Loctite

Механическая обработка сопрягаемых поверхностей должна выполняться с шероховатостью в зависимости от направления нагрузок на соединение.

При этом усилие на клеевое соединение должно быть направлено перпендикулярно наибольшей шероховатости деталей.


Наличие скошенных под углом 15° и 35° фасок препятствует выдавливанию клея в процессе монтажа соединения.

Конструкторские приемы


Применение фасок


Для минимизации возможности схода клея с поверхностей деталей в момент сборки желательно на торцевых краях соединяемых деталей выполнять фаски шириной 1.0 мм под углом от 15° до 35° к осевой линии детали.


Ступенчатые валы


При монтаже двух или более деталей на одном конце вала, последующий выполняется ступенчато.


Конусные соединения


Использование клеев для соединения конусных деталей устраняет фреттинг-коррозию и увеличивает способность сборки выдерживать продолжительные нагрузки. Конусные соединения обеспечивают точную концентричность и, благодаря форме деталей, позволяют обеспечить хорошую эффективность работы клея на больших сопрягаемых поверхностях, подвергнутых обдирочной операции, например, шабрению.


Различная толщина клеевого слоя


Области склейки с разной толщиной зазора могут быть использованы, когда требуется тонкий слой клея у части склееваемой поверхности, например, для соблюдения концентричности, и толстый слой для компенсации теплового расширения.


Герметизация с помощью клеев


Клеи для соединения деталей цилиндрической формы одновременно служат идеальным герметиком и могут применяться для герметизации сквозных отверстий в коробках передач, водяных рубашках и т.п. Это позволяет сократить расходы по механической обработке деталей и снизить вес соединения, по сравнению с традиционными конструкциями с глухими отверстиями.

Нанесение клея и сборка


Подготовка поверхностей


Склеиваемые поверхности должны быть очищены от жиров, масел, остатков смазочно-охлаждающей жидкости, защитных покрытий и т.п.


Обычно применяется обезжиривание с использованием растворителей или моющих растворов на водной основе.


При этом очиститель должен удалить с поверхности все вещества, препятствующие процессу полимеризации клея. Особенно это касается остаточных нитритов, некоторых моющих растворов на водной основе или смазочно-охлаждающих жидкостей.

Такие вещества невозможно удалить обезжиривающими растворителями, и для получения хорошего результата требуется промывка поверхностей чистой водой. Использование травления, абразивной или пескоструйной обработки имеет позитивное воздействие на прочность сборки.


Клеи для соединения замасленных поверхностей


A фирма Loctite, например, производит клеи для соединения замасленных деталей. Эти клеи могут эффективно соединять детали, на которых имеется умеренное "масляное" загрязнение. Такие продукты идеально подходят для применения в крупносерийных производствах.

Данную технологию особенно целесообразно применять в случаях, когда необходимо склеить пропитанные маслом цилиндрические втулки, или когда полное обезжиривание поверхностей приведет к снижению срока службы подшипников или затруднит соединение деталей по прессовым посадкам.


Эти клеи позволяют монтировать втулки с зазором после обычного протирания ветошью соединяемых поверхностей с целью их очистки.

Рекомендации по применению клея


Место нанесения


Нанесение клея по всей контактной поверхности деталей является оптимальным вариантом. Однако, на практике клей обычно наносится в виде непрерывного кольца на переднюю часть одной или двух деталей, что приводит к хорошему результату. На цилиндрические поверхности большой длины необходимо наносить несколько таких колец. Для проверки полноты заполнения клеем зазора, перед началом производства рекомендуется проводить соответствующие испытания.


Глухие отверстия


При монтаже деталей в глухие отверстия клей выдавливается из соединения под действием сжатого воздуха. Этого можно избежать, предусмотрев отверстие для его выхода, либо нанесением клея на дно глухого отверстия. В последнем случае при сборке соединения поддействием гидравлического давления клей будет вытесняться навстречу вставляемой детали и покроет всю соединяемую поверхность.

При монтаже деталей в глухие отверстия выдавливание клея наружу сжатым воздухом можно избежать путем нанесения продукта на дно отверстия, т.е. его использование в качестве "резервуара для клея".

Методы нанесения продуктов

Продукты Loctite и Permabond могут непосредственно наносится вручную из емкостей 10 мл, 50 мл и 250 мл со специальными насадками.


Loctite производит широкий ряд оборудования, которое разработано для ручного, полуавтоматического и автоматического способов нанесения клеев. Нанесение клея на статорную втулку в виде спирального валика; в процессе сборки клей распределяется по всей склеиваемой поверхности.

Loctite также выполняет заказы на нестандартное оборудование, отвечающее специфическим требованиям по нанесению продуктов, которое также может быть полуавтоматическим или роботизированным. Это оборудование может работать как в автономном режиме, так и интегрироваться в новые или уже существующие производственные процессы.

Сборка деталей


Склеивание деталей с зазором


Для лучшего распределения продукта по клеевой поверхности при соединении деталей их необходимо слегка провернуть друг относительно друга. При необходимости точного соблюдения центровки или соосности, на начальной стадии полимеризации клея применяется фиксация деталей. При этом позиционирование деталей допускается только сразу после их соединения.


В противном случае это может привести к нарушению сформированной полимерной цепочки и снижению конечной прочности соединения.


Клеевое соединение деталей с натягом


Применение комбинации клеевого и прессового метода соединения деталей приводит к значительному увеличению прочности соединения. Однако, усилие монтажа также значительно увеличивается, следовательно, давление должно корректироваться соответственно. Монтаж высокими скоростями перемещения собираемых деталей (около 1000 мм/мин) уменьшит усилие сборки от 30% до 40% по сравнению со скоростью обычного процесса запрессовки.


Клеевое соединение деталей с нагревом


При этом виде соединения внешняя деталь (втулка) должна подвергаться нагреву до температуры не более +200 °С. Рекомендуемый зазор при сборке должен составлять 0.1% номинального диаметра (минимальный – 0.01 мм). Клей наносится сплошным слоем на поверхность ненагреваемой детали (вал). Повышение температуры приводит к ускорению полимеризации клея. Поэтому в данном случае необходимо произвести сборку без последующего позиционирования – с первого раза.