Фиксация деталей цилиндрической формы с помощью клея является сложным процессом.

детали цилиндрической формы

При правильном выборе конструкции соединения, клеевого продукта и метода сборки технология дает значительные преимущества как для разработчиков, так и для производства.

Склеивание металлических деталей цилиндрической формы

Для обозначения клеев, используемых в соединениях деталей цилиндрической формы, путем помещения одной детали в другую, фирма Permabond применила термин "сборочные компаунды". Типичным примером такой сборки является установка подшипников в корпус электродвигателя.


Анаэробные компаунды пригодны для металлических деталей, подвергающихся разнообразным нагрузкам и влиянию окружающей среды.


Примеры применения клеев для соединения деталей цилиндрической формы:

  • Установка подшипников в корпуса или на валы
  • Фиксация роторов, шестерен, звездочек и шкивов на валах
  • Установка цилиндрических втулок и гильз в корпуса
  • Герметизация заглушек в двигателях внутреннего сгорания
  • Возможность отказа от применения шпоночных и резьбовых соединений
  • Отсутствие необходимости в использовании точных инструментов или станков
  • Использование специальных приспособлений для установки втулок
  • Фиксация маслозаливных трубок в литых корпусах
  • Ремонт изношенных станков

Методы сборки цилиндрических деталей

Узлы, используемые для передачи вращающих, осевых или радиальных нагрузок от вала к ступице (или наоборот), подразделяются на четыре категории:

  • Жесткое механическое соединение (например, шлицевое)
  • Соединение трением (например, прессовая посадка)
  • Сварка или пайка
  • Клеевое соединение

Склеивание

Существуют два различных типа склеивания цилиндрических деталей:

  • Склеивание деталей с зазором – полимеризованный в зазоре клей передает все нагрузки
  • Склеивание деталей с натягом, как с нагревом, так и без него: нагрузка передается как через полимеризованный клей, так и трением между деталями благодаря натягу

В обоих случаях применяется жидкий клей, который полностью покрывает контактируемые поверхности соединения, и, отверждаясь до состояния жесткой пластмассы, склеивает обе поверхности.


Преимущества склеивания деталей цилиндрической формы:

  • Применяются в качестве дополнения или полной замены механических типов соединения
  • Устраняют возникновение фреттинг-коррозии
  • Получение прочных и более жестких соединений
  • Устраняют люфт в шпонках и шлицах
  • Снижают необходимость в дополнительных фиксирующих элементах
  • Уменьшают размеры соединения
  • Снижают требование к допускам
  • Возможен демонтаж склеенных деталей путем нагрева с целью ослабления прочности клея
  • Возможно использование разнородных материалов для соединения
  • Достигается равномерное распределение давления по всей площади склеивания и уменьшение внутреннего напряжения в деталях
  • Снижается стоимость механической обработки
  • Возможность самоцентрирования подшипников и втулок
  • Возможность соединения как твердых так и мягких поверхностей без их деформации
  • Получение полностью герметичного соединения, что предотвращает возникновение коррозии в зазоре

Применение клеев для соединений деталей цилиндрической формы

нанесение клея на детали цилиндрической формы

Склеивание позволяет упростить конструкцию, производство и процесс сборки деталей.

Например, при монтаже подшипников, клей, в пределах допустимых ограничений, компенсирует отсутствие точного центрирования деталей.



Валы и подшипники, смонтированные без нагрузок и нарушения центрирования, имеют более длительный срок эксплуатации и могут многократно использоваться после их демонтажа и очистки.


Клеевые соединения, в отличие от прессовых посадок, дают возможность использовать тонкостенные конструкции сопрягаемых деталей.

Режим работы

Для оптимизации конструкции клеевой сборки очень важно учитывать нагрузки, действующие на соединение. В большинстве случаев имеют место комбинированное воздействие осевой, крутящей, радиальной и изгибающей нагрузок. Все нагрузки подразделяются на статические и динамические.

Конструкция соединения

Клеевое соединение должно быть выполнено таким образом, чтобы расслаивающая и отрывающая нагрузка на клеевой шов были минимальны, а его прочность на сжатие и на сдвиг оставались максимальными в течение всего срока эксплуатации. Относительно небольшие изменения в конструкции деталей могут позволить добиться огромного увеличения предельной прочности.