Эффективность применения клеевых составов в значительной степени определяется подготовкой поверхностей. Неправильная подготовка приводит к снижению адгезии, а в некоторых случаях даже к разрушению клеевого соединения без приложения внешних сил.
Подготовка поверхности перед нанесением любого клеевого состава – это химический или механический процесс, который изменяет поверхность субстрата, делая ее активнее при контакте с клеевым составом.
Подготовку поверхностей следует разделить на два этапа:
- Очистка и обезжиривание
- Специальная обработка
Самая неприятная, но необходимая операция при любом техническом обслуживании и ремонте автомобиля – его очистка. И если мойка наружной поверхности кузова занимает всего несколько минут, то очистка внутренних деталей, моторного отсека, коробки передач и ведущего моста – достаточно сложное и долгое занятие.
Однако именно на эти узлы и агрегаты приходится основная доля неисправностей. Удаление загрязнений – необходимое условие качественного обслуживания и ремонта автомобиля, так как наличие загрязнений на поверхностях деталей препятствует обнаружению дефектов и проведению контрольных и регулировочных работ.

Очищать самые ответственные детали автомобиля только перед его продажей или техосмотром, мягко говоря, неправильно, так как постоянное содержание автомобиля в чистоте – одно из необходимых условий его долговечности и безотказной работы.
Скопившиеся загрязнения на поверхности радиатора и двигателя нарушают теплообмен. Наличие пыли на аккумуляторе приводит к задерживанию на нем влаги, а в результате – к утечке тока и разрядке аккумулятора.
Каким бы мощным он ни был, двух-трехдневной стоянки автомобиля в сырую погоду вполне достаточно, чтобы энергии аккумулятора не хватило не только на запуск двигателя, но и на работу автомагнитолы.
Грязные и влажные провода высокого напряжения уменьшают энергию искры на свечах.
В итоге возникают проблемы с пуском двигателя и заметно повышается расход бензина. Наличие солевых загрязнений на окрашенных поверхностях кузова ускоряет коррозионные процессы.
Специалистами установлено, что большая часть выходов из строя современных автомобилей случается из-за отказа электросистем, а также из-за разъедания резины и пластика агрессивными загрязнениями, накапливающимися на двигателе и в моторном отсеке.
По статистике страховых компаний большинство автомобильных пожаров связано с возгоранием моторного отсека от короткого замыкания проводки после «проедания» изоляции загрязнениями.
Проведение операций по очистке поверхностей предусмотрено при их подготовке для нанесения практически всех клеев и герметиков. Это оказывает определяющее влияние на качество клеевого шва и стабильность его прочностных показателей.
Очистка труднодоступных мест с помощью тряпки или щетки – трудоемкое и малоприятное занятие, поэтому для облегчения мойки используют разные способы:
- Очистка моторного отсека на стационарных пунктах мойки автомобилей: проводится без гарантии запуска двигателя
- Очистка труднодоступных мест автомобиля от прочных смолистых отложений с помощью специальных очистителей, например, Universal Reiniger от фирмы Liqui Moly
Очиститель быстро удаляет любые загрязнения: пригоревшие технические жидкости, масляные подтеки, солевые следы. Состав безопасен для пластика и резины, предотвращает разрушение электрической проводки моторного отсека солевыми агрессивными дорожными остатками. Очиститель рекомендуется использовать перед началом сезона, техническим обслуживанием и ремонтом двигателя, коробки передач, подвесок, а также при предпродажной подготовке автомобиля.
Для лучшего доступа к карбюратору, где, как правило, скапливается особенно много загрязнений, желательно снять воздушный фильтр.
Необходимо отсоединить аккумулятор, закрыть полиэтиленовой пленкой генератор, стартер, распределитель, катушку зажигания, карбюратор. Сильно загрязненные места очищают щеткой или кистью, затем состав смывают сильной струей воды.
Иногда используют мойку под давлением. Если очистке подвергался моторный отсек, то после его мойки капот необходимо оставить открытым на 15-20 мин. После сушки снятые детали устанавливаются на место, защитные пленки удаляются.
Очиститель двигателя Liqui Moly Motorraum Reiniger растворяет масляные и жировые загрязнения, а также битумные пятна и абразив тормозных колодок. Удаляет консервирующие покрытия кузова. Предотвратить загрязнение очищенных деталей поможет защитная пленка.
Карбюратор может быть очищен специальным очистителем Liqui Moly Vergaser Aussen Reiniger, который быстро удаляет отложения и грязь с корпуса.
Поверхности электрических контактов современных автомобилей имеют специальные покрытия, толщина которых не рассчитана на использование механических способов очистки. В результате они могут быть повреждены, что ухудшит токопроводность и ускорит коррозию.
Очистить контакты проводки поможет специальная токонепроводная смазка Molykote S-1002, не вызывающая коррозии контактов.
Для обезжиривания поверхностей используют органические растворители, водные моющие средства и специальные щелочные составы. В качестве растворителей для обезжиривания металлических поверхностей обычно применяют бензин и ацетон, для обезжиривания поверхностей полимерных материалов и резин – тетрахлорэтилен, трихлорэтилен и изопропиловый спирт, если эти материалы не растворяются в выбранном растворителе.
Для одновременной очистки и обезжиривания субстратов перед использованием анаэробных герметиков рекомендуется использовать специальный очиститель тормозов, например, Liqui Moly Schnell Reiniger. Это особенно удобно при сборке резьбовых соединений.
Многообразие клеевых и герметизирующих составов, предлагаемых для ремонта и обслуживания автомобилей (эпоксидные, полиэфирные, анаэробные, акриловые и т.д.), исключает единые технологические рекомендации подготовки поверхностей перед нанесением клеевых материалов.
Так, обезжиривание синтетическими моющими растворами улучшает нанесение полимерных покрытий на основе эпоксидных смол. Но анаэробные полимерные материалы на поверхностях, обезжиренных синтетическими моющими растворами, не отверждаются.
Во многих случаях вышеперечисленные операции позволяют эффективно очистить поверхности перед склеиванием, если на субстратах не осталось следов коррозии металла. Для повышения адгезионной активности субстрата могут быть использованы специальные способы подготовки поверхности. Продукты и следы коррозии легко удаляются или нейтрализуются дополнительной химической обработкой.