Создание большого количества новых полимерных материалов и революционное совершенствование их эксплуатационных свойств требуют постоянного изучения и систематизации возможностей и областей применения таких материалов для сервиса автомобилей.
Повышение надежности работы различных машин и механизмов как на стадии их производства, так и при ремонте долгое время достигалось применением особо прочных металлов и сплавов, совершенствованием технологии их использования.
Однако на этом пути нередко возникали серьезные проблемы, связанные, главным образом, с технологий ремонта, так как принятые способы (сварка, наплавка, гальваника) требовали и требуют дорогостоящего технологического оборудования, материалов, больших производственных площадей.
Кроме того, они энергоемки и сопровождаются выделением вредных для окружающей среды продуктов. Это приводит к тому, что технологии ремонта, основанные на использовании традиционных материалов и технологий, все более исчерпывают себя.
При ремонте и обслуживании автомобилей может быть использовано множество клеев и герметиков, различных по свойствам и происхождению.
Для классификации клеевых и герметизирующих материалов используются самые разнообразные признаки.
Многообразие клеевых материалов, широкие области их применения и разнообразие свойств привели к тому, что в настоящее время отсутствует не только общепринятая классификация, но и единый подхода к проблеме классифицирования. Учитывая запросы практического применения, ни один из отличительных признаков клеев нельзя считать универсальным, поэтому существующие типы классификаций в какой-то мере условны.
Чаще всего клеевые материалы классифицируются по следующим параметрам:
- Областям применения (для склеивания металлов, резин, теплозащитных покрытий и т.д.)
- Физическому состоянию (жидкие, пастообразные, твердые, пленочные)
- Температуре отверждения (холодного и горячего отверждения)
- Химической природе основного (связующего) компонента (эпоксидные, фенолоформальдегидные, силоксановые, акрилатные и т.д.)
- Допустимым температурам эксплуатации клеевых соединений (клеи криогенностойкие, термостойкие и т.д.)
- Количеству компонентов (однокомпонентные, двухкомпонентные и т.д.)
- Условию отверждения (анаэробного отверждения, влажностного отверждения, отверждаемые активацией, термического отверждения)
Наиболее эффективной является классификация адгезивных материалов по химической природе основного компонента (или связующего). Механические и другие эксплуатационные свойства клеев в значительной степени зависят от их химической природы, поэтому в основу большинства классификаций положен именно этот параметр.
Чаше всего клеи подразделяют по типу основы клея: органические (природные, синтетические) и неорганические.
Наибольшее распространение по сравнению с другими клеями получили клеи синтетические (на основе синтетических мономеров, олигомеров, полимеров или их смесей) благодаря возможности легкого и направленного изменения их свойств. Чаще всего синтетические клеи по химической природе основы делят на термореактивные (реактивные) и термопластичные.