При производстве моторных масел очень важно очертить круг факторов, оказывающих влияние на двигатель, и постараться их предупредить. Большинство проблем вызваны внутренним и внешним загрязнениями двигателя. Последствия загрязнения могут быть различными – в зависимости от его происхождения.


Чаще всего двигатель подвергается загрязнению пылью. Ее частицы вызывают сильный износ деталей двигателя.


Кремний, из которого состоит пыль, может действовать как абразивный материал, стирающий поршневые кольца, гильзы цилиндров и поршни.

Если вовремя не остановить этот процесс, пыль начинает негативно воздействовать и на другие движущиеся части двигателя: коленвал и механизм газораспределения (распредвал, толкатели, клапаны, втулки).


Пыль может попадать в двигатель извне по следующим причинам:

  • Недостаточно фильтруется воздух: воздушный фильтр засорился, не подходит или неправильно установлен, открутилась крышка фильтра
  • Имеются трещины или отверстия во впускном коллекторе или воздуховодах между воздушным фильтром и головкой блока цилиндров

загрязнение двигателя

Чтобы устранить перечисленные проблемы, убедитесь, что воздушный фильтр соответствует типу автомобиля, он чистый и установлен правильно. При необходимости произведите его замену.

Проверьте состояние воздуховодов на предмет наличия повреждений в воздушном контуре.

Вода, содержащаяся в масле в количестве менее чем 0,2 %, никакого вреда двигателю не наносит (если не содержит примесей). Она образуется в результате конденсации, когда двигатель не работает.


Большее количество воды в масле (от 0,2 до 0,5 %) свидетельствует о том, что имела место случайная протечка, например, при мытье двигателя.

Обычно попавшая таким образом вода испаряется еще до того, как сможет каким-либо образом повлиять на детали двигателя и масло. Если в масле содержится больше 0,5 % воды и присутствуют различные примеси (компоненты охлаждающей жидкости, частицы металла), необходимо найти причину попадания этих веществ и устранить ее как можно скорее.


Масло, содержащее более 0,5 % воды, необходимо слить.


Наличие охлаждающей жидкости в картере может негативно повлиять на работу двигателя (особенно грузового автомобиля), поэтому систему охлаждения следует проверить на предмет утечек.

Для легковых и средних грузовых автомобилей применяется четыре различных вида топлива: дизельное, освинцованный бензин, неосвинцованный бензин, сжиженный нефтяной газ.


Наличие в моторном масле дизельного топлива может быть вызвано следующими причинами:

  • Протечками через вспрыскивающий насос регулируемого клапана
  • Протечками через вспрыскивающие топливо форсунки
  • Недостатками в испарении смеси из-за засорения одной из форсунок впрыска топлива
  • Постоянной работой двигателя вхолостую (особенно на повышенных оборотах)
  • Частым холодным запуском двигателя или короткими поездками

Если в моторное масло попало дизельное топливо, то это быстро приведет к его разбавлению и, соответственно, потере им вязкости. В результате масляная пленка изменит свою консистенцию и перестанет должным образом защищать зоны, подверженные особым нагрузкам: втулки, шатуны, кулачки и толкатели клапанов.

Попадание дизельного топлива в масло ведет к ухудшению смазки цилиндров и преждевременному износу поршневых колец. Это особенно вредно при запуске двигателя в холодном состоянии.


Возможную утечку дизельного топлива можно проверить через помпу и форсунки впрыскивания. В некоторых случаях форсунки впрыскивания можно прочистить, если воспользоваться топливом с соответствующими добавками.


Бензин может попадать в моторное масло через форсунки или электромагнитные клапаны по целому ряду причин.


Наиболее распространенные из них:

  • Неполное сгорание топлива
  • Износ форсунок или их неплотное закрытие
  • Частые холодные запуски двигателя и поездки на "непрогретом" автомобиле на короткие расстояния
  • Выход из строя одного или нескольких цилиндров
  • Работа двигателя на холостых оборотах (городские условия езды)

Наличие бензина (освинцованного и несвинцованного) в масле влияет на него точно так же, как и дизельное топливо. Если двигатель перед эксплуатацией прогревается, то небольшое количество бензина в масле обычно испаряется и не оказывает негативного влияния.


Сжиженный нефтяной газ, как правило, не оказывает влияния на работу моторного масла. Однако в некоторых случаях он может повлиять на структуру смазочного материала.


Копоть (углеродистый остаток), возникающая в результате неполного сгорания топлива, в основном, оказывает влияние на дизельные двигатели.


Это может быть вызвано следующими причинами:

  • Неправильной регулировкой системы впрыскивания и топливного насоса
  • Засорением форсунок
  • Недостаточной подачей воздуха (засорением воздушного фильтра)
  • Проблемами со смесеобразованием
  • Неправильной регулировкой клапанов

Загрязнение масла, вызванное неполным сгоранием топлива и появлением копоти, может привести к увеличению вязкости масла. Кроме того, из-за сильного загрязнения канавок поршневых колец возникает их легкое стирание.

В результате в масле образуются металлы: железо и хром. Чтобы предупредить такие последствия, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае необходимости заменить его. Также следует проанализировать работу системы впрыскивания (регулировку насоса) и выяснить, не имеются ли протечки форсунок. Загрязненное масло нужно слить, а масляный фильтр заменить.