Основная трудность при выборе моторного масла, особенно для начинающего водителя, заключается в расшифровке маркировок на упаковке. Одна из них обозначает параметры текучести и вязкости масла при определенных температурах – 0W-20, 5W-30 и т.п.

Многие автомобилисты полагают, что близость первой цифры к нулю однозначно указывает на принадлежность масла к синтетическим продуктам. Однако это ошибочное мнение. Смазочные жидкости 0W-20 часто производятся методом гидрокрекинга.

Рассмотрим, чем отличаются друг от друга моторные масла наиболее «популярных» вязкостей 0W-20 и 5W-30, в чем они схожи и как правильно выбрать нужный продукт.

Описание масел 0W-20 и 5W-30


Моторные масла 0W-20 и 5W-30


Моторные масла с маркировкой SAE 0W-20 являются всесезонными, о чем говорит присутствие буквы W и двух числовых обозначений. Вязкость этих материалов при рабочей температуре двигателя +100 °С минимальна и составляет 5,6 мм2/с.

Масла 0W-20 предназначены для работы при температурах от -15 до + 20 °С. Об этом свидетельствует «зимний» индекс 0 и «летний» 20.


Смазочный материал с маркировкой 0W-20, как правило, рекомендуют использовать в двигателях японских автомобилей. Европейские концерны крайне редко их одобряют, что связано с конструктивными особенностями и режимами работы их силовых агрегатов.


При выборе масла следует учитывать степень износа двигателя. По данному критерию жидкости 0W-20 предназначены для моторов, изношенных на 25-30 % от общего ресурса.

Учитывая достаточно узкую сферу применения моторных масел 0W-20, многие производители смазочных материалов делают ставку на продукцию с вязкостью по SAE 5W-30.

Такие масла намного более востребованы на автомобильном рынке благодаря своей универсальности. Они работают в температурном режиме от -35 до + 25 °С, что дает возможность использовать их в любой сезон. При +100 °С масла 5W-30 имеют вязкость 9,5 мм2/с.

Моторные жидкости 5W-30 можно использовать для двигателей со степенью износа до 50 %.

Что общего между маслами 0W‑20 и 5W-30?

Сравнивая моторные масла 0W-20 и 5W-30, можно выделить их общие черты.

Такие жидкости в большинстве случаев имеют синтетическую основу. Это обеспечивает им отличную текучесть, хорошие смазывающие свойства, способность к экономии топлива, стабильность химического состава на протяжении всего межзаменного интервала.

Кроме того, «синтетика» имеет достаточно высокий показатель испаряемости, что подразумевает ее низкую чувствительность к перегревам.

Оба масла относятся к категории всесезонных, что подразумевает достаточно большой диапазон температур, в котором они сохраняют свои характеристики.


И 0W-20, и 5W-30 рекомендованы к применению в современных двигателях внутреннего сгорания, имеющих незначительный износ (соответствующий пробегу до 200 тысяч километров).


Моторное масло

Отличия масел 0W-20 и 5W-30


Несмотря на ряд сходств, масла 0W-20 и 5W-30 все же имеют больше различий. Среди них:

  • Диапазон рабочих температур: у масла 5W-30 он существенно шире, чем у 0W-20, это определяет целесообразность применения 5W-30 в умеренных широтах с европейским климатом
  • Вязкость: у «синтетики» 5W-30 она в 1,7 раза выше, чем у 0W-20, что делает более вязкий продукт предпочтительным для использования в жаркую погоду, а также в режимах езды, сопряженных с длительным простаиванием в пробках
  • Толщина масляной пленки: масло 0W-20 при высоких температурах и пробеге свыше 100 тысяч километров становится очень жидким, поэтому создает на деталях двигателя слишком тонкий защитный слой, что увеличивает их выработку
  • Способность к увеличению КПД двигателя: 0W-20 за счет пониженной вязкости увеличивает коэффициент полезного действия силового агрегата на 10-12 % лучше, чем 5W-30; благодаря этому достигается практически аналогичная экономия топлива
  • Профилактика образования высокотемпературных отложений: масло 0W-20 лучше защищает двигатель от появления высокотемпературных отложений

Рекомендации по использованию моторных масел 0W-20 и 5W-30


С момента приобретения автомобиля нужно использовать только те масла, которые рекомендованы его производителем. Вместе с тем необходимо делать поправку на рынок, для которого было выпущено транспортное средство.


С увеличением пробега, особенно при тяжелых режимах эксплуатации двигателя, целесообразно переходить с масла 0W-20 на более вязкое 5W-30.

Если годовой пробег автомобиля составляет более 15 000 километров, а замена масла осуществляется 2 раза в год и чаще, то перед наступлением зимы стоит залить 0W-20 для облегчения запуска силового агрегата в морозы. К лету лучше перейти на масло 5W-30, вязкость которого в жаркую погоду существенно снизится.

Специалисты допускают возможность смешивания жидкостей 0W-20 и 5W-30 – главное, чтобы они были выпущены одним производителем и имели схожие характеристики.