На любой таре с моторным маслом можно увидеть надпись, состоящую из двух групп цифр, например, 0W-40. Это не что иное как обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие в таком обозначении двух чисел, разделенных буквой «W» говорит о всесезонности масла. Такие масла наиболее популярны среди российских автовладельцев.

Первое число указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой может провернуться коленвал двигателя. Так, цифра «0» перед буквой «W» свидетельствует о возможности прокачиваться при температуре -35 °С. Второе число говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при температуре +100 °С. Например, масло с числом в обозначении «30» вязкость при этом должна быть в пределах 9,3…12,5 сСт, а для «сороковки» - от 12,5 до 16,5 сСт.

0W-30 или 0W-40 – что лучше зимой?

В зимнее время многие водители заливают в свои автомобили масла 0W-30 или 0W-40, так как, по идее, они должны одинаково себя вести при низких температурах.


Однако практически все задаются вопросом, что же предпочесть из этих двух типов масла? 0W-30 или 0W-40 – что лучше для двигателя зимой? 


Бытует мнение, что в холодное время года, в движок следует заливать масло наименьшей вязкости, то есть выбирать масла с наименьшими и первой, и второй цифрами в обозначении вязкости по SAE.


Первое число в обозначении вязкости по SAE


Итак, у масел 0W-30 и 0W-40 первое число одинаковое. То есть оба масла хороши в морозы. Однако следует помнить, что в большинстве регионов России температура редко достигает таких экстремальных значений.

Теперь про второе число. Оно начинает «работать», когда масло прогревается до рабочей температуры. А это значит, что в стадии прогрева у масла 0W-40 будет вязкость несколько больше. На сколько?

Второе число в обозначении вязкости по SAE


Если масла на самом деле соответствуют обозначениям на таре, то разница в вязкости в рабочем режиме может быть весьма ощутимой – от 9,3 Сантистокс у 0W-30 против 16,5 Сантистокс у 0W-40. Это почти 80 %!!!


Но на что будет влиять такая разница?

Известно, что чем выше вязкость масла, тем больше будут и потери в двигателе на трение. Таким образом, с точки зрения износа более эффективным будет масло с меньшим значением второго числа в обозначении по SAE.

Рассмотрим еще несколько факторов, которые могут повлиять на выбор масла для зимнего использования.


Сразу заметим, что это чисто теоретические выкладки. По факту разные производители используют различные рецептуры масел, добавляя в них те или иные присадки, используя масла на разной основе. Так что реальные результаты могут значительно отличаться.


Любое масло при работе двигателя оставляет на стенках цилиндра масляную пленку, препятствующую ускоренному износу деталей. Чем выше вязкость масла, тем более толстой образуется пленка.

Но чем толще остается на стенках слой пленки, тем выше будет «угар» масла. То есть, если сравнивать масло одного производителя с вязкостью 0W-30 и 0W-40, то у второго расход получится больше.

Кроме того, масло на стенках цилиндров является немаловажным звеном в цепочке теплопередачи. 60-80 процентов тепла от газов камере сгорания, воспринимаемого поршнем, отводится именно через кольца и через масло. Теплопроводность масла очень низкая. Таким образом, чем толще масляная пленка, тем меньше тепла отводится и тем сильнее нагревается поршень.

Проводившиеся ранее исследования показали, что увеличение «рабочей» вязкости масла по SAE всего на десятку приводит к повышению температуры поршня на 8-15 градусов в зависимости от режима работы двигателя. В свою очередь повышение температуры ведет к увеличению геометрических размеров поршня, а это, возможно, будет сказываться на его износе.

0W-30 или 0W-40 – что лучше летом?

Чтобы лучше разобраться с нашим вопросом, надо хорошо представлять себе, что происходит с маслом и его свойствами на прогретом двигателе. Если упрощенно, без учета работы системы охлаждения, то происходит это примерно так.

При повышении нагрузки или оборотов двигателя коэффициент трения растет. Это приводит к увеличению температуры и снижению вязкости. При этом уменьшается толщина масляной пленки, снижается коэффициент трения, а, следовательно, снижается температура масла.


Мы видим, что вязкость и температура моторного масла динамически изменяются.


Вернемся к нашему вопросу. Оба масла, и 0W-30 и 0W-40, относятся к всесезонным. То есть их не нужно менять с наступлением нового сезона. Однако, и тут есть свои тонкости. В жаркую погоду при определенном пороге температур более жидкие масла на поверхности деталей создают более тонкую масляную пленку, прочности которой может не хватить для эффективной защиты двигателя. Поэтому вроде выбор очевиден – летом эффективнее 0W-40.

Однако значение высокотемпературной вязкости, которую определяет второе число в обозначении по SAE, – это значение, замеренное при температуре +100 °С. Как себя ведет масло конкретной марки или производителя при одном и том же значении SAE при температуре, отличной от 100 градусов – никто официальных публичных замеров не делал.

Поэтому делать вывод о более высокой эффективности масел 0W-30 или 0W-40, опираясь только на обозначение SAE, было бы не сосем корректно.

Как быть? Что же все-таки лучше?

Лучше всего при выборе моторного масла обратиться в мануал вашего авто. Рекомендации, данные производителем, основаны на многочисленных замерах испытаниях масел в различных погодных условиях с учетом особенностей конструкции конкретного автомобиля.


Рекомендации KIA по использованию моторных масел


Однако и тут бывают альтернативы – производитель часто рекомендует несколько классов вязкости или вовсе их не указывает (как, например, на вышеприведенной иллюстрации для автомобилей KIA). И в этом случае нужно делать выбор, руководствуясь климатическими условиями региона эксплуатации и режимами езды, которые вы предпочитаете.

Если вы любитель спокойной езды в городских условиях в средней полосе России, то для лета больше подойдет маловязкое масло 0W-30. Если любите погонять – то лучше 0W-40.


Следует помнить, что все вышеприведенные рассуждения справедливы лишь для новых и малоизношенных двигателей. Если мотор уже «пожилой», то следует отдать предпочтение более густым маслам.