Потемнение моторного масла – вполне естественное явление. В процессе работы смазочная жидкость наполняется продуктами износа деталей двигателя и различными загрязнениями (в том числе частицами нагара). Все это постепенно меняет цвет масла. Однако если почернение происходит слишком быстро, стоит задуматься над его причинами.
Должно ли масло чернеть?
Любое моторное масло состоит из базовой основы и присадок. Каждый продукт содержит определенное количество щелочи, благодаря которой смазочная жидкость выполняет свои функции.
Основная задача щелочи – нейтрализация кислот, борьба с грязью и нагаром, которые могут покрывать стенки цилиндров и другие элементы двигателя. Из-за постоянного воздействия этих веществ масло со временем темнеет.
Если цвет масла не меняется (при том, что вы постоянно пользуетесь автомобилем), значит, оно недостаточно высокого качества и плохо выполняет свою работу. Скорее всего, это подделка, которая не включает нужных очищающих присадок.
Таким образом, от показателя щелочного числа напрямую зависит способность масла отмывать загрязнения. С учетом этой особенности распространенное утверждение о том, что качественная жидкость не должна темнеть в первые 3-5 тысяч километров пробега после замены является глубоким заблуждением.
Обычно качество масла только по скорости потемнения привыкли оценивать водители, которые имели дело с подобной продукцией 15-20 лет назад, когда пакеты присадок были куда беднее.
Также полезно знать, что, если щелочных добавок в составе смазочного материала мало, в случае превышения межсервисного интервала замены двигатель будет подвержен интенсивному загрязнению и скоплению отложений. При этом пропускная способность масляных каналов снижается, в результате чего давление в системе снижается, смазка подается к нагруженным парам трения в недостаточном объеме, возникает масляное голодание, износ силового агрегата повышается.
Параллельно с этим температурный режим в местах сопряжения нарушается, поэтому двигатель начинает перегреваться. В результате его детали повреждаются, шатунные или коренные вкладыши коленчатого вала проворачиваются, выходят из строя рокеры, забиваются гидрокомпенсаторы и т.д.
Для предотвращения возможных последствий загрязнения силового агрегата производители сбалансировано добавляют в масла щелочные присадки. Со временем они теряют свои свойства, и степень защиты двигателя ухудшается, что является поводом к очередной замене масла.
Причины слишком быстрого потемнения моторного масла
Если масло загрязняется слишком быстро, это может свидетельствовать об определенных неисправностях автомобиля.
Износ поршней
Когда жидкость приобретает не просто черный цвет, но и слишком густую, тягучую консистенцию, стоит обратить внимание на состояние поршней. Если эти элементы изношены, то между ними и стенками цилиндра образуется зазор, в который проникает масло. Там оно пригорает из-за недостаточно плотно прилегающих маслосъемных колец и очень высокой температуры в камере.
Выявить эту проблему можно, сняв головку цилиндра и почистив ее ветошью. Если на ней видны следы гари, значит, двигателю требуется ремонт. Косвенно на износ поршней и пригорание масла указывают повышенный расход топлива и потеря мощности силового агрегата (особенно это заметно при подъеме в гору).
Перегрев двигателя
Масло может резко потемнеть при перегреве двигателя. Особенно часто это случается, если смазочная жидкость подобрана неверно. При высокой температуре вязкость масла повышается, оно начинает закипать, присадки разрушаются. Масло превращается в мазутоподобную жидкость, которую обязательно следует заменить, выполнив перед этим тщательную промывку системы.
Если этого не сделать, различные узлы двигателя (масляный насос, фильтр, поршневая группа, распредвал и др.) могут выйти из строя.
Использование агрессивных очистителей для промывки двигателя
Многие промывочные средства содержат химически агрессивные компоненты, которые могут накапливаться внутри системы. Смешиваясь с маслом, они меняют его состав, вступают во взаимодействие с присадками и вызывают быстрое потемнение смазочной жидкости.
Использование более качественного масла
Масло более высокого качества, чем применяемые ранее, темнеет быстрее. Причины – в его лучших очищающих свойствах за счет увеличенного количества моющих присадок.
На таком масле можно ездить, однако необходимо внимательно следить за его состоянием. Если состав имеет однородный (даже темный) цвет и нормальную вязкость, значит, идет процесс очистки. Однако заменить такую жидкость целесообразнее раньше регламентированного срока.
Высокое значение сульфатной зольности масла
Сульфатная зольность моторного масла – это показатель для определения присадок, в состав которых входят органические соединения металлов (в частности, входящих в их состав солей цинка, калия, магния, кальция, бария, натрия и других элементов). Иными словами, сульфатная зольность указывает на количество несгораемых элементов масла и его моющие способности. Эта характеристика прямо пропорциональна щелочному числу.
Зачастую в эксплуатационных характеристиках масел (на канистрах или в описании) можно найти информацию о значении сульфатной зольности и/или щелочного числа (TBN). Чем первый меньше, а второй больше, тем более высокие моющие способности у смазочной жидкости. Это значит, что она будет быстрее темнеть в процессе эксплуатации.
Обратите внимание, что масла с высокими показателями сульфатной зольности и низкими значениями щелочного числа требуют более частой замены – приблизительно через каждые 6-7 тысяч километров пробега. Они очень чувствительны к качеству топлива и быстрее теряют свои свойства.
Попадание продуктов сгорания в масло
В этом случае масло начинает быстро окисляться, теряет свои эксплуатационные свойства, темнеет.
Основная причина этой проблемы – разгерметизация системы смазки, вызванная повреждением прокладки головки блока цилиндров, маслосъемных колец и других деталей цилиндро-поршневой группы.
Кроме того, в масло может попадать бензин, который разжижает его и меняет цвет. Как правило, при этом наблюдается чрезмерный расход смазочной жидкости.
Скопление газов в картере
При неисправной системе вентиляции картерных газов последние могут снова попасть в двигатель и контактировать с маслом. Из-за этого оно быстрее окисляется, теряет эксплуатационные свойства и темнеет.
Чем больше газов проникает в картер, тем быстрее происходит упомянутый процесс.
Некачественное топливо
Одной из основных причин почернения масла являются продукты сгорания бензина или дизельного топлива. Чем чище топливо (выполнено по более высокому стандарту, не имеет дополнительных примесей), тем менее темными будут продукты его сгорания.
Существует мнение, что в странах СНГ много примесей содержит только солярка, однако на самом деле это не так. Убедиться в низком качестве некоторых видов бензина можно, просто воспламенив горючее и посмотрев на цвет исходящего дыма.
Другие причины
Моторное масло может быстро чернеть и терять свои свойства из-за:
- Неподходящей вязкости
- Забитых масляных каналов
- Загрязнения масляного фильтра
Почему масло быстрее чернеет в дизельном двигателе?
Владельцы автомобилей с дизельными двигателями замечают, что масло в них чернеет гораздо раньше, чем в бензиновых. Дело в качестве и особенностях топлива: смесь в дизеле сгорает не полностью, в результате чего образуется больше нагара, который сложно вывести.
Именно поэтому масло в дизельных двигателях приходится менять чаще, и использовать можно только подходящие для этих агрегатов жидкости (они имеют специальный набор присадок).
Диагностика проблемы
Чтобы понять, быстро ли масло темнеет или же, наоборот, сохраняет чистоту, необходимо регулярно оценивать его состояние с помощью масляного щупа.
Своевременно распознать проблему поможет проверка, проводимая 1-2 раза в неделю.
Перед тем, как приступить к анализу цвета, консистенции и уровня смазывающего вещества, щуп необходимо протирать щуп чистой ветошью. Попадание в рабочую зону нитей, катышек или прочего мусора приводит к быстрому загрязнению технической жидкости.
Оценить цвет и текучесть масла легко, капнув его на лист обычной белой бумаги. В норме смазка должна иметь желтовато-коричневый оттенок. Чем светлее и однороднее масляное пятно, тем лучше состояние смазочной жидкости.
Чернота масла и вкрапления в нем свидетельствуют о высокой загрязненности двигателя продуктами сгорания топлива.
Пережженное масло пахнет гарью, что говорит о локальных температурных нагрузках на силовой агрегат. Причина этой проблемы – его недостаточное охлаждение. Возможно, в системе присутствуют воздушные пробки или вышел из строя термостат.
Если при проверке на бумаге остается плотное пятно грязи, окруженное смазывающей жидкостью, значит, масло нужно срочно менять – оно уже не может выполнять свои функции. В противном случае ресурс мотора заметно снизится.
Наличие мелких частиц металла, которые расходятся в масляном пятне на бумаге вторым кругом, свидетельствует о выработке в цилиндрах. В этом случае лучше сразу обращаться к специалистам, даже если время замены масла еще не наступило.
Оптимальный срок замены масла
Максимальный интервал замены масла в легковых автомобилях составляет 10-15 тысяч километров. В среднем это от 200 до 300 моточасов в различных режимах эксплуатации (за исключением максимальной нагрузки). В основном, подразумевается езда по трассе без частых остановок со средней скоростью 70 км/ч.
Однако 15 тысяч километров в городе нельзя сравнить с 300 моточасами. Средняя скорость в городском цикле не превышает 25 км/ч, а 30-километровый путь нередко растягивается на 1,5-2 часа. В результате силовой агрегат вырабатывает не 300, а 600 моточасов и более в год. При этом на малых скоростях он перегревается и испытывает большие нагрузки. Именно поэтому при постоянной езде в пробках масло необходимо менять в два раза чаще, то есть через каждые 6-7 тысяч километров пробега.
Последствия езды на черном масле
Эксплуатация двигателя с почерневшим маслом может привести к таким последствиям как:
Снижение мощностных показателей двигателя
Повышенный расход топлива
Разрушение основных рабочих узлов силового агрегата и его выход из строя
Профилактика проблемы
В процессе эксплуатации двигателя любое масло постепенно темнеет. Однако, чтобы избежать его чрезмерно быстрого почернения и загрязнения, следует придерживаться следующих правил:
- Использовать только качественные материалы и покупать их в специализированных магазинах
- Не применять низкощелочные масла в автомобилях с большим пробегом
- Контролировать состояние двигателя и вовремя проводить его ремонт
- Регулярно проверять уровень масла в картере с помощью щупа, не допуская его падения ниже отметки MIN
- Пользоваться тем маслом, которое предписано автопроизводителем (это касается как значений вязкости, так и других эксплуатационных характеристик, а также допусков)
- При переходе на масло другого класса (с большим количеством присадок, в том числе, моющих) промывать силовой агрегат
- Вовремя менять масляный фильтр
При быстро темнеющем масле в течение одного межсервисного интервала фильтр лучше сменить несколько раз. Сам интервал замены можно сократить на 20-40 %.
Такой подход позволит «мягко» удалить отложения, которые циркулируют по масляной системе. Двигатель будет очищаться постепенно с помощью самого моторного масла, которое меняется преждевременно, то есть до начала потери моющих свойств.
Еще одним способом очистки силового агрегата является использование промывочных масел. Однако данный метод имеет свои недостатки, главные из которых – негативное воздействие промывок на резиновые уплотнения и непредсказуемые реакции химических веществ с присадками.
Дополнительным нюансом является то, что размягчившиеся отложения могут забивать каналы смазочной системы. В таких случаях риск преждевременного выхода из строя двигателя повышается.