Функции моторного масла

Моторное масло обволакивает детали двигателя тонкой пленкой, которая снижает трение между контактирующими поверхностями и защищает их от преждевременного износа.

Стоит отметить, что после простоя автомобиля все масло скапливается в картере, и во время запуска силового агрегата, а также первые несколько секунд после этого двигатель работает «на сухую». До того, как масляный насос не прокачает жидкость по всей системе, она подвергается большим нагрузкам.

В некоторых моделях автомобилей с автоматической коробкой передач масло начинает циркулировать только при переводе селектора АКПП в режим «драйв». Поэтому и прогревать машину желательно именно в этом режиме.


Помимо своей основной функции – смазывания деталей двигателя – моторное масло выполняет и другие задачи.


Моторное масло


Одна из самых важных – это отвод тепла. Радиатор и охлаждающая жидкость, конечно, тоже выполняют данную функцию, но масло охлаждает непосредственно зоны трения. Для большей эффективности некоторые модели двигателей оборудованы специальными маслоохладителями.

Благодаря содержанию различных присадок и добавок масло защищает детали силового агрегата от коррозии. А ей подвержены все металлические элементы, работающие в особо неблагоприятных условиях внутри двигателя.

Моторная жидкость удаляет продукты сгорания и износа трущихся поверхностей (нагар, сажу, стружку). При замене масла эти загрязнения удаляются вместе с ним.

Периодичность замены масла

Интервал замены масла указан в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля. Конструкторы двигателей определяют этот интервал с учетом особенностей силового агрегата, а также в зависимости от предполагаемых условий работы транспортного средства.

Именно поэтому для различных машин рекомендации по выбору и периодичности смены масла могут отличаться.

В России интервал прохождения ТО, включающего заливку свежей моторной жидкости, меньше, чем в Европе. И это не всегда является следствием «жажды наживы» сервисных служб. Скорее, этот констатация более тяжелых условий эксплуатации автомобилей в нашей стране.

Таким образом, для долгой и надежной работы двигателя масло необходимо менять не реже, чем рекомендует производитель автомобиля. Но при этом обязательно нужно учитывать и другие факторы: интенсивность использования машины, стиль вождения, качество смазочной жидкости и пр.


Средний рекомендуемый период замены – 10 тыс. км пробега. Даже если в инструкции к транспортному средству эта цифра больше, специалисты советуют придерживаться именно 10 тысяч. Это благотворно скажется на двигателе и позволит автомобилю дольше прослужить после истечения гарантийного срока.


Если замена масла просрочена на 1-2 тыс. км, ничего страшного не случится, однако следующую процедуру потребуется провести раньше на эти же 1-2 тыс. «Перепробег» в 4-5 тыс. км уже крайне нежелателен.

На некоторых синтетических маслах можно проехать и 30, и 50 тыс. км, но с каждым оборотом двигателя автомобиль все быстрее приближается к «капиталке».

Помимо своевременной замены масла, необходимо регулярно проверять его уровень с помощью щупа, и в случае нехватки доливать жидкость до нормы.

Последствия несвоевременной замены


Нагар в двигателе из-за несвоевременной замены масла


Со временем даже в самом новом и полностью исправном двигателе моторное масло теряет свои свойства: оно окисляется, вырабатывает присадки, накапливает различного рода загрязнения. В результате смазочная жидкость начинает хуже выполнять вышеперечисленные функции.


Наступает момент, когда масло необходимо удалить и заменить новым (вместе с фильтром). Если этого не сделать вовремя:

  • Увеличится трение между движущимися деталями двигателя, он начнет перегреваться и потреблять больше топлива; ресурс силового агрегата при этом значительно сократиться
  • Масло будет хуже отводить тепло
  • Повысится риск выхода деталей из строя из-за коррозии
  • Продукты сгорания и износа начнут скапливаться внутри двигателя и забьют масляные каналы, что в результате может привести к необходимости капремонта двигателя

При слишком долгой эксплуатации старого масла, в первую очередь, страдают прокладки и сальники – они в буквальном смысле становятся хрупкими, трескаются и рвутся. Через поврежденные уплотнительные элементы происходят утечки масла.