Японская организация автомобильных стандартов JASO (Japanese Automotive Standards Organization) разработала собственную систему стандартизации моторных масел для двигателей мототехники и дизельных автомобилей японского производства.
В основном, это связано с более жесткими требованиями к токсичности выхлопных газов, склонности масел к дымлению и образованию отложений в системе выпуска.
Моторные масла для двух- и четырехтактных двигателей проходят ряд испытаний, по результатам которых им присваивается определенная категория качества JASO.
Стандарты пересматривались в 2002, 2006, 2011 и 2016 годах. В новых версиях были незначительно изменены условия проведения испытаний, а также требования к химическому составу масляных присадок.
Масла для двухтактных двигателей
JASO FA
Предназначены для автотехники, эксплуатируемой за пределами Японии – в основном, на территории развивающихся стран. Стандарт предъявляет минимальные требования к количеству отработанных газов и защитным функциям смазки.
JASO FB
Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии.
JASO FC
Бездымные масла, отвечающие всем необходимым требованиям для использования в Японии.
JASO FD
Бездымные масла с улучшенными характеристиками. Оптимально подходят для двигателей японского производства и являются наиболее безопасными с точки зрения экологии.
Масла для четырехтактных двигателей
К фрикционным свойствам масел для четырехтактных бензиновых двигателей мотоциклов предъявляются дополнительные требования, поскольку вместе с силовым агрегатом расположен механизм сцепления.
Маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие модификаторы трения, не подходят для японских мотоциклов с «мокрым» сцеплением, так как могут допустить проскальзывание дисков.
JASO MB
Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин. Из-за малого коэффициента трения подходят только для техники с «сухим» сцеплением или вариатором.
JASO MA-1
Масла со средним коэффициентом трения, предназначенные для малонагруженных мотоциклов с «мокрым» сцеплением.
JASO MA-2
Масла с самым высоким коэффициентом трения. Применяются в мощных спортивных мотоциклах с «мокрым» сцеплением, требующим максимально быстрого отклика.
Масла для дизельных двигателей
JASO DH-1
Масла для дизельных двигателей, соответствующих принятым в Японии нормам по выбросам отработанных газов.
Материалы этой группы не окисляются при высоких температурах, уменьшают износ поршней, сальников и других деталей, замедляют процесс сажеобразования.
Масла DH-1 практически не подвержены вспениванию и испарению. Могут применяться в том случае, если доля серы в используемом дизельном топливе превышает 0,005 %.
JASO DH-2
Масла для высоконагруженных двигателей грузовиков и автобусов, оснащенных устройствами предварительной очистки отработанных газов (сажевым фильтром DPF, каталитическим нейтрализатором).
Могут применяться, если доля серы в дизельном топливе ниже 0,005 %.
JASO DL-1
Масла для мало- или умеренно нагруженных легковых автомобилей с дизельными двигателями, оснащенными устройствами предварительной очистки отработанных газов.
Могут применяться, если доля серы в используемом топливе составляет менее 0,005 %.