Систему классификации моторных масел АСЕА, пришедшую на смену системе ССМС,  разработала одноименная ассоциация производителей легковых автомобилей (Association des Constructeurs Europeens d`Automobiles).

С появлением новой классификации качество моторных масел стали оценивать по принципам, разработанным Европейским координационным советом. Система классификации моторных масел АСЕА функционирует с 1996 г. – именно тогда были изданы материалы о стандартах качества европейских моторных масел "АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95".

Данный документ содержит список лабораторных и моторных тестирований, а также качественные параметры масел, использующихся при техническом обслуживании автомобилей.


Выделяют три класса моторных масел:

  • А – масла для бензиновых двигателей
  • В – масла для дизельных двигателей малой мощности легковых и небольших грузовых автомобилей
  • Е – масла для дизельных двигателей большой мощности

На упаковке моторного масла его класс обозначается цифрами. На ней же иногда указывается время утверждения спецификаций (например, АСЕА Е2-96, АСЕА Е4-99).

Европейские стандарты качества моторных масел более жесткие по сравнению с американскими (API). Это связано с особенностями условий эксплуатации автомобилей в Европе. Европейские двигатели, отличаясь небольшим удельным весом, работают на максимальных оборотах в тяжелых городских режимах движения.

В связи с этим тестирование моторных масел проводится на европейских двигателях и по европейским инструкциям, которые отличны от американских. Поэтому сравнивать методы и технические параметры АСЕА и API нельзя.


Европейская система классификации моторных масел АСЕА включает в себя ряд лабораторных и моторных тестов для проверки качества смазки двигателя в различных рабочих и температурных режимах.


Большое внимание отводится моющим качествам масел, поскольку именно они рассматриваются как одни из главных условий надежной работы двигателей.


Выделяют следующие классы (категории) моторных масел для легковых автомобилей по ACEA:

  • АСЕА А1-96: для двигателей, допускающих применение моторных масел с малой высокотемпературной вязкостью при больших скоростях сдвига. Благодаря этому достигается экономия топлива. Кроме того, такие масла показывают хорошие антиизносные свойства
  • АСЕА А1-98: по сравнению с А1-96 к их рабочим характеристикам предъявляются гораздо более строгие требования
  • АСЕА А2-96: универсальные моторные масла, которые могут быть залиты во многие бензиновые двигатели при условии обычных сроков замены масла. Однако рабочие качества этих масел не могут в полной мере гарантировать защиту высокофорсированных двигателей
  • АСЕА А2-96, выпуск 2: практически ничем не отличаются от масел предыдущей категории
  • АСЕА А3-96: универсальные моторные масла, имеющие высокие рабочие качества для применения в бензиновых двигателях высокой мощности. При одобрении автоизготовителя возможны увеличенные сроки замены масла, применение масла в течение всего года, а также в тяжелых рабочих условиях
  • АСЕА А3-98: изготовлены в продолжение тенденции А3-96, но при более строгих условиях тестирования Peugeot TU3 (CEC-L-55-T-95) и GM-Buick (Sequence IIIE). Для класса А включен тест на пенообразование при +150 °С

Для дизельных двигателей легковых автомобилей предназначены следующие классы (категории) масел по ACEA:

  • АСЕА В1-96: для двигателей, допускающих применение масел с малой вязкостью при условиях высоких скоростей сдвига. Обеспечивают экономию топлива и обладают хорошими противоизносными свойствами
  • АСЕА В1-98: по сравнению с В1-96 добавлены технические критерии для теста на двигателе ОМ 602А (СЕС-L-51-Т-95); также введен тест на экономию топлива М111 (FE) (СЕС-L-54-Т-96)
  • АСЕА В2-96: универсальные моторные масла, которые можно заливать в большую часть дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов. Имеют стандартные сроки замены. По своим рабочим свойствам эти масла не могут полностью защитить высокофорсированные двигатели
  • АСЕА В2-98: разработаны в качестве дополнительного приложения к АСЕА В2-96. Добавлены новые проходные баллы для теста на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95)
  • АСЕА В3-96: моторные масла, обладающие стабильными эксплуатационными свойствами. Рассчитаны для использования в дизельных двигателях легковых автомобилей и небольших фургонов. В случае одобрения автопроизводителей могут иметь повышенные интервалы замены, эксплуатироваться в течение всего года, а также в тяжелых условиях
  • АСЕА В3-98: дополнительно к В3-96, введены новые проходные баллы для проверки на двигателе ОМ 602А (CEC-L-51-T-95)
  • АСЕА В4-98: новые масла, предназначенные для применения в дизельных двигателях (с впрыском топлива) легковых автомобилей и фургонов. Основные параметры соотносятся со стандартами категории В2-98; из новых правил – тестирование в четырехцилиндровом двигателе VW D1 с непосредственным впрыском топлива (СЕС-L-54-T-96) в количестве 1,9 л

Для мощных дизельных двигателей предназначены следующие масла:

  • АСЕА Е1-96: моторные масла, которые могут выступать в качестве более совершенных аналогов ССМС D4; предназначены для мощных дизельных двигателей без турбонаддува; соответствуют стандартам спецификации "Mercedes-Benz" 227.1. С 09.1999 года данный класс упразднен
  • АСЕА Е2-96, выпуск 3: новый стандарт качества, превышающий АСЕА Е1-96; масла категории качества SHPD; усовершенствованные антиизносные качества, минимальный уровень полирования цилиндров, нагарообразования и формирования отложений; отвечают стандартам спецификации "Mercedes-Benz" 228.1, спецификации MAN 271
  • АСЕА Е3-96, выпуск 3: усовершенствованные аналоги ССМС; демонстрируют улучшенные свойства в сравнении с маслами АСЕА Е2-96; отвечают техническим параметрам спецификации "Mercedes-Benz" 228.3 и MAN М3275
  • АСЕА Е4-99: современные моторные масла, предназначенные для мощных дизелей; отвечают требованиям спецификации "Mercedes-Benz" 228.5 и MAN М3277; имеют увеличенный интервал замены
  • АСЕА Е5-99: современные моторные масла, отвечающие требованиям европейских и американских автопроизводителей. Характеризуются стабильностью качеств, рассчитаны на увеличенный интервал замены. Гарантируют чистоту двигателя и его защиту от изнашивания