Типы моторных масел

В настоящее время применяется несколько видов моторных масел. Основное отличие между ними заключается в технологии изготовления, а также в химическом составе.


Минеральные масла


Минеральные масла получают методом очистки нефтяного сырья. Для улучшения рабочих характеристик их обогащают присадками, однако из-за того, что «минералка» содержит большое количество природных углеводородов она отличается своей нестабильностью. Т.е. на технических параметрах таких масел могут негативно отражаться любые внешние факторы.

Главный плюс минеральных моторных жидкостей – в их доступной цене. Благодаря простой технологии производства масло обладает минимальной себестоимостью при вполне приемлемых характеристиках. Это особенно ценят владельцы отечественных автомобилей.

Ощутимый минус минеральных жидкостей – короткий интервал замены. Из-за своего состава они подвержены быстрому термическому окислению и потере полезных свойств.


Синтетические масла


Большую часть синтетических моторных масел получают путем химического синтеза природного газа или нефти с более глубокой обработкой исходного материала. Это делает его производство гораздо дороже и сложнее.

«Синтетика» предназначена, главным образом, для современных автомобилей с мощными двигателями и небольшим пробегом. Она более устойчива к высоким температурам, чем минеральные масла, и имеет преимущества при работе двигателя в холодных условиях.

Из-за сложности процесса производства стоимость «синтетики» достаточно высока, поэтому позволить себе ее могут далеко не все автолюбители. А для некоторых автовладельцев это просто неоправданно.

Помимо высокой цены, к минусам синтетических масел можно отнести их несовместимость с другими типами моторных жидкостей.


Моторное масло


Полусинтетические масла


Для производства «полусинтетики» используют смесь минеральных и синтетических компонентов в различных соотношениях – от 7:3 до 1:1. Конечный состав формулы зависит от требований двигателя.

Такие масла имеют наибольшую популярность среди автовладельцев благодаря оптимальному соотношению цены и качества. Полусинтетические жидкости – лучший выбор для современных силовых агрегатов с большим пробегом и увеличенными потерями на угар.

Методы идентификации масла в двигателе

Если вы приобретаете автомобиль с пробегом и доверяете продавцу, вопрос о том, какое масло залито в двигатель, лучше адресовать прежнему владельцу. В документах на транспортное средство обязательно даны рекомендации производителя относительно выбора моторного масла. Однако нет гарантии того, что эти рекомендации учитывались.

Если возможности выяснить тип масла нет или существуют сомнения в его качестве, лучше полностью слить смесь и заменить ее на новую согласно данным в техническом паспорте.

Многие автолюбители считают главным отличительным признаком масла определенного типа его цвет. Оттенок моторной жидкости может колебаться от желтого до светло-красного – все зависит от красителя, включенного в состав.

Однако в процессе эксплуатации машины масло меняет свой цвет, темнеет, приобретает коричневый оттенок, что затрудняет его идентификацию. Таким образом, узнать о типе применяемого лубриканта можно исключительно при небольшом пробеге.

Некоторые автовладельцы наклеивают под капот или в проем водительской двери специальную бирку с канистры, на которой указан тип масла и пробег машины в момент замены.

Понятно, что со стопроцентной гарантией определить типа масла не получится ни одним из вышеназванных способов. Именно по этой причине сервисные специалисты рекомендуют после покупки подержанного транспортного средства (особенно у незнакомого человека) сразу поменять масло и произвести промывку системы.


Самый надежный, но крайне дорогой метод определения состава масла – это лабораторный анализ. Путем проведения специальных исследований определяется состав, тип и степень износа лубриканта.


Масло в лабораторной колбе


Также такая процедура помогает понять, какие процессы происходят в двигателе, чтобы предотвратить возникновение серьезных проблем. Например, по количеству примесей в масле можно выявить неполное сгорание топлива, нарушение температурного режима работы силового агрегата и многое другое.

К лабораторному методу прибегают участники гоночных команд, чтобы обеспечить максимально эффективную работу двигателей. Однако обычные автолюбители редко обращаются к нему из-за трудоемкости и затратности.

Если автомобиль новый, но перестал обслуживаться у официального дилера, то при очередной замене масла достаточно будет заглянуть в сервисную книгу и найти те варианты, которые рекомендует завод-изготовитель. Бренд в этом случае не будет иметь решающего значения – важен учет допусков, указанных в инструкции.