У многих мотолюбителей, особенно у начинающих, выбор масла для своего байка или процедура его замены вызывает некоторые затруднения. В отличие от автомобильных смазок, где существует большое количество качественной информации по выбору и применению, инструкции по мотоциклетной технике либо не представляет никакой практической ценности, либо является вредоносной.
Какое масло для мотоцикла все же лучше использовать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала разобраться с двигателями данного вида техники.
Типы двигателей, устанавливаемых на мотоциклы
Масла для мотоциклов следует подбирать исходя из того, какой тип двигателя установлен. Именно это определяет, какое масло требуется тому или иному агрегату.
Двухтактный двигатель, где сцепление работает в масляной ванне
Данный тип двигателей широко использовался в мототехнике постсоветского пространства: это Минск, Ява, Днепр, ИЖ и другие модели. На западе такие моторы устанавливались на скутеры, мопеды, некоторые кроссовики и другие мотоциклы небольшой кубатуры.
В таких ДВС цилиндропоршневая группа смазывается за счет масла, добавленного в бензин. Смазка растворяется в бензине и попадает вместе с топливно-воздушной смесью в цилиндр через впускные окна. Палец поршня с шатуном соединен игольчатым подшипником, как и шатун с шейкой коленвала. Смазку в эти узлы закладывают при сборке. КПП и сцепление смазываются трансмиссионным маслом.
Четырехтактный двигатель с сухим сцеплением
Конструкционно данный тип ДВС схож с агрегатами, устанавливаемыми на большинстве автомобилей. Главным отличием является единая система смазки для двигателя и коробки передач. В остальном все элементы таких ДВС аналогичны с автомобильными агрегатами. Здесь имеется, масляный насос, фильтр, топливные магистрали и датчик давления. КПП смазывается разбрызгиванием ванны, которая общая с двигателем.
Четырехтактный двигатель с мокрым сцеплением
Данный тип ДВС работает по тому же принципу, что и предыдущий, за исключением того, что система смазки распространяется и на сцепление.
Подбор масла зависит именно от типа двигателя. Лишь затем следует обращать внимание на такие факторы, как объем агрегата, мощность, степень сжатия и другие параметры.
Лучшие бренды
Масла для мотоцикла – предмет давнего спора в среде мотоциклистов. Если исключить российскую продукцию, то количество смазочных материалов на рынке окажется относительно небольшим. Большинство владельцев мотоциклетной техники сходятся во мнении, что наиболее оптимальным выбором является масло Motul.
Гонщики особенно ценят Motul 300 V Competition – синтетическое масло, которое обладает хорошими смазывающими свойствами и позволяет достичь максимальной мощности ДВС уже с первых секунд.
Хорошим вариантом для мотоцикла является продукция Shell. Единственным минусом данных материалов является то, что они чаще других подвергаются подделкам, поэтому при покупке следует быть особенно внимательным.
Главным преимуществом Shell является очень широкая линейка масел, которые подходят практически для любой мотоциклетной техники. Shell Advance Snowscooter подходит для мопедов, Shell Advance VSX 2 – для более серьезной техники с двухтактными двигателями. Для четырехтактных мотоциклов выбирают Shell Advance Racing X, а в двухтактные гоночные мотоциклы заливают Shell Advance Racing M.
Среди отечественных материалов выделяются мотомасла G-Motion от "Газпромнефть-СМ". Это материлалы на минеральной, полусинтетической и синтетической основе, которые подходят для мотоциклов, мотороллеров, мопедов, скутеров и другой мотоциклетной техники. Они обладают оптимальным набором характеристик и увеличивают ресурс двигателя.
Среди других брендов можно положительно выделить Castrol, Valvoline, Liqui Moly. Их продукция практически никогда не подводит владельцев мотоциклов.
А вот масла брендов Ravenol и Motorex выбирать не рекомендуется. Они обладают низкими эксплуатационными свойствами и годятся только для старых скутеров.
Масло какой марки лучше применять?
Сегодня у каждого бренда есть мотоциклетное масло с уникальными свойствами, которое гарантирует лучшую защиту двигателя, а его соотношение цены и качества наиболее оптимальное.
Тем не менее доверять следует фактам, а не рекламным слоганам. Например, рекомендации от крупных производителей и реальные отзывы владельцев техники о моторном масле для мотоциклов будут более весомыми, чем красиво написанные фразы производителя.
Так или иначе, изначально нужно руководствоваться типом двигателя, характеристиками и спецификациями, а уже после смотреть на обещания производителя.
Автомобильное и мотоциклетное масло – какая разница?
Автомобильное масло в мотоцикл с двухтактным двигателем заливать можно разово при отсутствии возможности приобретения специального. При однократном применении вред будет выражен в грязных свечах и немного большем износе поршневой группы.
Для ДВС с мокрым сцеплением применение автомасел запрещено, так как это влечет выход из строя дисков сцепления.
В агрегаты, оснащенные сухим сцеплением, можно единожды залить автомасло в мотоцикл. Заливается оно не на весь срок между ТО, а его вязкость не должна превышать 10W-40. Также не рекомендуется эксплуатировать двигатель при больших нагрузках.
Также автомасло можно заливать, если в мотоцикле стоит раздельный картер, т.е. масло заливается в 2 емкости, одна из которых отвечает за сцепление, а другая – за смазку поршневой.
Масло в мотоцикл отличается от материалов, рассчитанных на работу автомобильных ДВС. Регулярное использование автомасел приведет лишь к тому, что ресурс двигателя скутера или байка значительно снизится.