Каждый автопроизводитель предъявляет свои требования к качеству моторного масла и выражает их в форме допусков, которые указывает в инструкции по эксплуатации ТС. Теми же буквенно-цифровыми обозначениями пользуются производители смазочных материалов.
Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, умение ее расшифровывать – залог долговечной и стабильной работы двигателя.
По каким критериям классифицируются масла и что обозначают надписи на канистрах? На эти вопросы и не только ответим далее в статье.
Расшифровка символов маркировки
В настоящее время рынок смазочных материалов заполнен моторными маслами самых разных производителей. Среди них – бренды с мировым именем и соответствующим качеством, а также менее известные продукты с неплохими характеристиками.
Перед тем как покупать то или иное масло, необходимо внимательно изучить этикетку – как правило, на ней содержится вся необходимая информация о нем:
- Название
- Производитель
- Основа (органика, синтетика или полусинтетика)
- Качество масла и его назначение согласно стандарту API
- Показатели вязкости по классификации SAE
- Допуски автопроизводителя
- Информация о дополнительных свойствах масла (так называемая псевдомаркировки, не являющияся общепризнанными – например, fully syntetic, HC и т.п.)
- Дата изготовления
- Номер партии
С выбором производителя и названием моторного масла обычно никаких затруднений не возникает – реклама и рекомендации специалистов здесь служат решающим фактором. Дата изготовления и номер партии указывают на пригодность состава к использованию.
Зачем маркируются моторные масла? Набор не всем понятных букв и цифр, нанесенный на канистры с моторным маслом, призван помочь выбрать правильный материал. «Зашифрованные» стандарты учитывают условия эксплуатации и прочие факторы, которые очень важны при подборе.
Классификация моторных масел по разным стандартам
Упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя призваны международные стандарты.
Общепризнанными являются такие классификации как:
- SAE
- API
- ACEA
- ILSAC
- ГОСТ
Каждый из стандартов имеет свою историю и долю на рынке. В основном, используются три классификации – API, ACEA и ГОСТ. Указывается также класс вязкости масел по SAE.
SAE
Важнейшая характеристика моторного масла – коэффициент его вязкости – регламентируется классификацией SAE. Данный международный стандарт определяет вязкость масел при плюсовых и минусовых температурах в их граничном значении.
Классы материалов по SAЕ имеют формат ХW-Y. Буква W (от англ. Winter – зима) указывает на всесезонность масла, X и Y – условные обозначения минимальной и максимальной температур, при которых масло нормально выполняет свои функции: прокачивается через каналы зимой и удерживается на поверхностях летом.
В зависимости от величины вязкости масла подразделяются на:
- Зимние: более текучие, обеспечивающие беспроблемный запуск двигателя в холодное время года; обозначаются цифрой и буквой W (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.); граничное значение температуры определяется путем вычитания числа 35 от цифры
- Летние: применяются при среднесуточной температуре не ниже 0 °C; кинематическая вязкость таких масел достаточно высока, поэтому в жаркое время года их текучесть не превышает нужного значения; летние марки масел обозначаются одним числом (например, 20, 30, 40 и далее) – чем оно больше, тем вязкость выше
- Всесезонные: наиболее популярные материалы, способные работать как при минусовых, так и плюсовых температурах; такие масла имеют двойное обозначение (например, 15W-40).
Вязкостные характеристики являются важнейшими, но не единственными элементами классификации моторных масел, поэтому выбирать продукт только по этому критерию в корне неправильно. Необходимо учитывать тип и состояние двигателя, год выпуска автомобиля, условия его эксплуатации и многие другие параметры.
ACEA
Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles). Она подразделяет масла по их эксплуатационным свойствам, назначениям и категориям.
Последнее издание стандарта предусматривает 3 категории и 12 классов моторных масел:
- A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12)
- C – масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12)
- E – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12)
Помимо класса моторного масла, в обозначении ACEA указывается год его введения в действие, а также номер издания (время обновления технических требований).
ГОСТ
Отечественные моторные масла проходят сертификацию по ГОСТ 17479.1-85. Согласно ей, все они подразделяются на группы по кинематической вязкости и эсплуатационным свойствам.
В зависимости от кинематической вязкости выделяются масла:
- Летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24
- Зимние – 3, 4, 5, 6
- Всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра – зимний класс, вторая – летний)
Чем больше числовое значение, тем более высокой вязкостью обладает материал.
По областям применения ГОСТ подразделяет все моторные масла на 6 групп, которые маркируются буквами от A до E.
Индексом 1 обозначаются масла для бензиновых двигателей, индексом 2 – продукты для дизелей, масла без индекса являются универсальными.
ILSAC
Стандарт ILSAC был разработан Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standartization and Approval Committee). Сегодня данная классификация используется преимущественно для японских авто.

По системе ILSAC все моторные масла можно отнести к одному из пяти классов: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, которые мы будем рассматривать далее. Разница лишь в том, что все масла ILSAC являются всесезонными и энергосберегающими.
Категории ILSAC следующим образом соотносятся с API:
- GF-1 (устаревшая) – аналог API SH
- GF-2 – аналог API SJ
- GF-3 – аналог API SL
- GF-4 – аналог API SM
- GF-5 – аналог API SN
Для японских автомобилей с турбированными дизельными двигателями в рамках стандарта ILSAC используется класс JASO DX-1. Данная маркировка предусматривает возможность использования масла для современных силовых агрегатов с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.
Классификация моторных масел по API
Система классификации Американского Нефтяного Института API (American Petroleum Institute) была разработана в 1969 году. Она установила три эксплуатационные категории масел в зависимости от их назначения и качества:
- S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей
- C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей
- EC (Energy Conserving) – энергосберегающие масла: маловязкие, легкотекучие материалы, уменьшающих расход топлива
Латинская буква рядом с обозначениями S или C (SL, СF и т.п.) указывает на уровень эксплуатационных показателей масла и возможность его применения для двигателей определенного года выпуска.
Универсальные материалы, подходящие как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый из них – основной, второй указывает на возможность применения масла для силового агрегата другого типа (к примеру, API SM/CF).
Рассмотрим, какие категории выделяет стандарт API для двигателей разных типов и «возрастов».
Категории масел для бензиновых двигателей
Данная классификация широко распространена во всех странах мира. Она включает в себя 12 категорий. Каждая из них начинается с буквы S, которая указывает на применимость масла в бензиновых двигателях. Вторая буква – одна из ряда с A по N (за исключением I и K).
Классы API SA, SB, SC, SD, SE и SF сегодня официально признаны устаревшими. Масла этих категорий подходят для двигателей, выпущенных до 1988-го года. Они не содержат присадок, поэтому для современных силовых установок непригодны. Масла классов API SG и SH применяются ограниченно.
- API SG – масла для автомобилей, изготовленных не ранее 1989 года; содержат присадки, обеспечивающие защиту деталей двигателя от коррозии
- API SH – масла, устойчивые к окислению и защищающие ДВС от коррозии, нагара и изнашивания; подходят для легковых автомобилей, микроавтобусов, грузового транспорта, но применяются только по допуску автопроизводителя
- API SJ – масла, предназначенные для двигателей легковых автомобилей, спорткаров, микроавтобусов, небольших грузовиков после 1996 года выпуска; прекрасно сохраняет свои свойства в зимнее время, однако может образовывать небольшое количество нагара
- API SL – один из оптимальных вариантов для большинства транспортных средств, изготовленных после 2000 года; экологичный, энергосберегающий продукт, применимый для многоклапанных и турбированных силовых агрегатов, работающих на обедненной топливной смеси
- API SM – класс API, утвержденный в 2004 году; продукты этой категории подходят для бензиновых двигателей, изготавливающихся в настоящее время; обеспечивают защиту от раннего изнашивания, сохраняют свои свойства при отрицательных температурах
- API SN – класс API, утвержденный в 2010 году и объединивший в себе ультрасовременные масла с ограниченным количеством фосфора; масла этой категории относятся к энергосберегающему типу, совместимы со многими современными системами нейтрализации выхлопных газов
Категории масел для дизельных двигателей
Маркировка моторных масел для дизельных двигателей по API включает в себя две буквы, первая из которых (С) указывает на их «дизельную» принадлежность, а вторая на конкретный класс.
В обозначение обычно включены также числа (2 или 4), определяющие тип ДВС (соответственно 2-х или 4-тактный).
- CA – масла для слабонагруженных дизельных двигателей; вариант только для старых б/у авто
- СB – улучшенная версия CB, принятая в 1949 году
- СC – масла для средненагруженных силовых агрегатов; дата появления категории – 1961 год
- СD – масла, введенные в эксплуатацию с 1955 года; нашли широкое применение в сельскохозяйственной технике
- СE – масла для дизельных двигателей не ранее 1983 года выпуска; актуальный вариант для мощных турбированных ДВС с увеличенным рабочим давлением
- СF-4 – масла для четырехтактных дизельных агрегатов автомобилей 1990 года выпуска и позже; заливается по рекомендации автопроизводителя
- СF-2 – масла для двухтактных дизельных ДВС, работающих в при высоких нагрузках, в сложных условиях эксплуатации
- СG-4 – масла для высоконагруженных двигателей, работающих на малосернистом топливе (не более 0,05 %); позволяют избежать сильного износа деталей ДВС и появления нагара на деталях
- СH-4 – класс API, введенный в 1998 году и объединивший масла для двигателей, работающих в высокоскоростном режиме; продукты этой категории отвечают экологическим требованиям по содержанию токсичных веществ в выхлопе и содержат специальные присадки, препятствующие образованию нагара
- СI-4 – класс API, введенный в 2002 году; продукты этой категории используются в современных двигателях независимо от типа впрыска топлива, включая все разновидности наддувных, содержат моюще-диспергирующие присадки, устойчивы к термоокислению и испарению, подходят для использования при очень низких температурах
- СI-4 PLUS – класс API, дополнивший CI-4 в 2004 году; объединяет масла с улучшенными показателями сажеобразования и окисления; в ходе производства эти смазочные материалы проходят до 17 моторных тестов
- СJ-4 – самый современный класс API, введенный в 2006 году; разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами; масла соответствуют строгим экологическим требованиям – зольность не превышает 1 %, концентрация серы – не более 0,4 %, содержание фосфора – менее 0,12 %
Категория универсальных масел для бензиновых и дизельных двигателей
Некоторые моторные масла подходит не только для бензиновых, но и для дизельных двигателей. Для них существует отдельная классификация по API, которая в своей маркировке содержит сразу два обозначения, разделенные косой чертой «/»: SJ/CF-4, SL/CF, SM/CF и др.
Как читать такие маркировки? Для начала отметим, что на первом месте производитель указывает предпочтительное применение масла (во всех приведенных примерах это бензиновые двигатели).
Для примера разберем обозначение SL/CF. Первая буква (S) указывает на принадлежность к бензиновым двигателям, вторая (L) определяет оптимальный класс качества для транспортных средств, выпущенных с 2001 года.
Буква C, стоящая во второй части после слеша, допускает вариант использования масла в дизельных двигателях. F указывает на применение материала во внедорожниках, которые выпущены после 1994 года.
Категории масел для двухтактных двигателей
Масла для подвесных лодочных моторов маркируются как TD, материалы для двухтактных двигателей с высокими требованиями к качеству смазки (в мотоциклах, снегоходах и пр.) – ТС. Они же могут использоваться вместо масел классов TA или TB.
TB – это материалы для скоростных высоконагруженных двухтактных двигателей с объемом от 50 до 200 см3 (мотороллеров, бензопил, мотоциклов). TА – масла для двухтактных двигателей объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением (мопедов, газонокосилок и пр.)
Стандарт API подразделяет на классы не только моторные, но и трансмиссионные масла.
- GL-6: масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок; сегодня используются редко по причине их смещения GL-5
- GL-5: масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D; содержат большое количество противозадирных присадок, поэтому подходят для самых тяжелых условий эксплуатации: ударных и знакопеременных нагрузок, высоких скоростей и пр.
- GL-4: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; работают в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах
- GL-3: масла для ступенчатых коробок передач и рулевых механизмов, главных и гипоидных передач; отличаются высоким содержанием противозадирных присадок и уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105; применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями
- GL-2: масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с высокими требованиями к антифрикционным свойствам; используются обычно в тракторной технике
- GL-1: минеральные масла без противозадирных компонентов, с возможным включением антиокислительных и противопенных присадок; применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких удельных давлениях и скоростях скольжения
- МТ-1: масла с повышенной термической стабильностью для высоконагруженных агрегатов; предназначены для несинхронизированных механических КП мощных коммерческих автомобилей
- PG-2: масла для передач ведущих мостов мощных коммерческой автотехники; обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами
Особенности автомобильных масел класса SN/CF по стандарту API
Рассмотрим технические характеристики самых популярных классов масел по стандарту API – SN/CF
Спецификация API SN появилась в конце 2010 года и заменила ранее действовавшую SM. Ключевыми отличиями нового стандарта стали:
- Энергосберегающие свойства масел, накладывающие ограничения на их вязкость и требующие высоких антифрикционных свойств (ранее было необязательно соблюдать эти условия)
- Совместимость смазочных материалов с биотопливом
- Повышенные требования к защите двигателя от износа (сегодня некоторые автопроизводители, например, Mercedes-Benz, считают масла класса API SN/CF неудовлетворительным по этому параметру, поэтому вводят более жесткие стандарты)
- Совместимость с современными системами нейтрализации отработанных газов (в стандарт включены требования к содержанию в масле серы, фосфора, его зольности и испаряемости)
- Отсутствие масел с высокотемпературной вязкостью выше SAE 40, что связано с ужесточившимися экологическими требованиями (так, для современных автомобилей классов Euro 4-5 производители используют синтетику 5W-30, хотя конструкция двигателей изначально подразумевала более вязкие масла)
Перечень требований к классу CF значительно меньше, так как он был принят намного раньше, чем SN – в начале 1990-х годов. Именно потому масла API SN/CF подходят далеко не для всех современных дизельных двигателей, и это обязательно нужно учитывать при самостоятельном подборе продукта.
Масла API SN/CF теоретически могут работать в устаревших моделях ДВС, так как более современные стандарты перекрывают требования предыдущих. Однако из-за некоторых особенностей материалов этого класса (например, сниженного щелочного числа, которое не совсем подходит для двигателей с повышенным объемом картерных газов) лучше придерживаться рекомендованных производителем продуктов.
Полезные рекомендации
При выборе моторного масла важно обращать внимание не только на его основные маркировки, но и различные дополнительные обозначения. Например, надпись Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Другие маркировки выделяют совместимость продуктов с двигателями, оснащенными турбонаддувом, интеркулером, системой охлаждения газов рециркуляции или управления фазами ГРМ.
Современные силовые агрегаты отличаются повышенной чувствительностью к нефтепродуктам, поэтому к выбору моторного масла следует относиться очень ответственно.
В первую очередь нужно запомнить, что судить о качестве продукта, основываясь только на его внешнем виде, нельзя. Оттенок зависит от введенных присадок, консистенция – от типа масла, времени года, состава.
Потемнение смазочного материала может свидетельствовать как о его прекрасных моющих свойствах, так и о накоплении продуктов неполного сгорания топлива.
Также следует помнить, что распространенный стандарт API SL/CF не допускает смешивания между собой масел на разной основе. Перед заменой расходника необходимо промыть двигатель.
Во избежание приобретения поддельной продукции низкого качества покупать масло лучше у производителя или его официальных представителей.