На протяжении многих лет требования, предъявляемые к моторным маслам для дизельных двигателей грузовых автомобилей и внедорожной техники, перечисленные в классификациях API (США), ССМС (Европа), а позже ACEA, сильно различались.

Причин этому несколько. Пожалуй, главная – неодинаковость конструкций поршней, именно поэтому (из-за нагарообразования на головке поршня) европейские двигатели больше подвержены полировке цилиндра. Для предотвращения нагарообразования в масла для европейских дизелей вводят больше металлосодержащих моющих присадок, следовательно, их зольность существенно выше.

Невозможность установления эквивалентности тех или иных классов масел, сертифицированных по европейской и американской классификациям, предопределялась еще и тем, что значительно различались методы испытаний масел в двигателях. Подобная ситуация прослеживается также при сопоставлении американской или европейской классификаций с другими – например, с японской.

C февраля 2001 г. начала действовать Глобальная мировая спецификация Global DHD-1 (официальная документация по ней), объединившая в себе спецификации ACEA Е5, JASO DX-1 и API CH-4. В ней определены основные требования к моторным маслам для большегрузных автомобилей (более 3,9 тонн) с дизельными двигателями, произведенными начиная с 1998 года, работающих в тяжелых условиях с увеличенными пробегами между сменами масла и выполняющих действующие нормы по содержанию токсичных веществ в отработавших газах.

Это двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, некоторые из которых оборудованы системой рециркуляции отработавших газов для снижения эмиссии оксидов азота.


Таким образом, спецификация Global DHD-1 учитывает все требования европейских, американских и японских производителей тяжелых дизельных двигателей.


Первым шагом к глобализации требований к дизельным маслам стало введение в 1999 году категории Е5 в классификации ACEA. Для сертификации масел этой категории были использованы пять методов моторных испытаний, из которых три (MACK T-8E, MACK Т-9 и Cummins M-II) точно соответствуют заложенным в классификационные испытания американских масел класса СН-4 по API.

Свой вклад в формулирование требований к маслам по спецификации Global DHD-1 внесли и японские автопроизводители. Согласно нормам JASO DX-1 масло должно иметь щелочное число не менее 10 мг КОН/г и пройти моторные испытания в двигателях Nissan TD25 и Mitsubishi 4D34T. Таким образом, масло по спецификации Global DHD-1 соответствует американскому СН-4, европейскому Е5 и японскому DX-1.

Одна из целей глобализации требований к дизельным маслам для грузовых автомобилей и внедорожной техники состоит в том, чтобы максимально упростить задачу обеспечения такими маслами рынков тех стран, которые импортируют технику из США, стран Западной Европы и Японии. Для России и стран СНГ эта проблема еще более актуальна. В нашей стране, кроме импортных автомобилей, автобусов, дорожно-строительной техники в действующем парке есть серийно выпускаемые отечественные машины с установленными на них американскими (Caterpillar, Cummins) и европейскими (MAN, lVECO, Renault, Deutz) дизелями, для которых требуются различные моторные масла.


Глобализации требований к дизельным маслам способствовало и произошедшее в последние годы объединение некоторых крупных нефтяных компаний и автопроизводителей.

Требованиям спецификации Global DHD-1 могут отвечать только те масла, которые изготовлены с использованием базовых компонентов высшего качества и композиций присадок, обладающих наибольшей эффективностью. Такие масла отличаются высокой стоимостью, однако, приобретая их, владелец современного автомобиля может быть уверен в том, что у него не будет проблем, связанных с качеством масла.

Масла такого уровня могут производить только солидные компании со своими научно-исследовательскими подразделениями, способными создавать высокие технологии получения базовых компонентов и присадок. Спецификация Global DHD-1 объединяет масла с высоким щелочным числом (TBN) и передовым пакетом присадок.

В 2005 году, когда на большегрузных автомобилях начали устанавливать катализаторы SCR (Selective Catalytic Redaction), была введена в действие спецификация Global DHD-2. Масла, отвечающие этой спецификации, должны соответствовать нормам стандартов по токсичности отработанных газов Euro-4 и Euro-5 (2008 г.)